Рейтинг@Mail.ru

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.05.2021 N АКПИ21-60

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2021 г. N АКПИ21-60

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам выплаты публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233,

установил:

подпункт "а" пункта 3 приложения к Правилам выплаты публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233, предусматривает определение размера возмещения исходя из рыночной стоимости 1 кв. метра равнозначного жилого помещения на первичном рынке (В1) по всем договорам, заключенным гражданином в отношении одного объекта строительства либо по всем паям в жилищно-строительном или ином кооперативе в отношении такого объекта строительства по формуле, приведенной в данной норме, где показатель R - это рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, равнозначного по отношению к жилому помещению на первичном рынке. Рыночная стоимость 1 кв. метра определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", на дату, которая не может быть более чем на 3 месяца ранее даты принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом для целей названной методики под равнозначным жилым помещением на первичном рынке понимается жилое помещение, в котором жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат жилого помещения, подлежащего передаче гражданину в соответствии с договором либо в связи с участием в кооперативе, а объект строительства с равнозначным жилым помещением находится в границах муниципального образования и на той же стадии строительства, на которой находится объект строительства на дату принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытии конкурсного производства.

Гражданин Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку вводит дополнительное условие определения рыночной цены многоквартирного дома для выплаты возмещения - "стадия строительства", что не соответствует духу и букве названного закона.

Как указывает административный истец, он является участником долевого строительства дома по ул. <...> в г. Томске. 22 сентября 2020 г. Фонд обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании застройщика АО "Строительное управление-21" банкротом и об открытии конкурсного производства. В случае признания застройщика банкротом и открытия конкурсного производства Фонд принимает одно из двух решений: завершение строительства дома за счет средств Фонда либо Фонд выплачивает возмещение (компенсацию) гражданам - участникам долевого строительства дома. Из оспариваемой нормы следует, что при расчете размера возмещения необходимо производить рыночную оценку жилого помещения, требование о передаче которого принадлежит участнику долевого строительства, с учетом стадии строительства проблемного жилого дома. Согласно заключению от 2 октября 2019 г. N 06, выданному Департаментом архитектуры и строительства Томской области, степень готовности дома в г. Томске, по ул. <...>, составляет 43,2%.

В случае принятия Фондом решения о завершении строительства дома и передаче ему квартиры его права не будут нарушены, поскольку он получит жилье, на которое рассчитывал при заключении договора участия в долевом строительстве, и будет иметь право распорядиться им по своему усмотрению, в том числе и в форме продажи за рыночную цену. Если Фонд примет решение о выплате ему денежных средств, то его права и законные интересы будут нарушены, поскольку стоимость квартиры площадью 37,45 кв. м на момент подачи иска составляет 2 209 391,96 руб., а исходя из оспариваемой методики расчета с учетом степени готовности (стадии строительства) объекта недвижимости окончательный расчет возмещения составит 954 457,32 руб., что кратно меньше рыночной стоимости недвижимости и не позволит ему в настоящее время приобрести полноценное жилье.

Представитель административного истца Т. по доверенности Я. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта также являются неопределенными.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 19 февраля 2021 г. N ДГ-П49-2061).

Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Т. по доверенности Я., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 названного Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.

В силу части 2 статьи 13 поименованного Федерального закона выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная данной частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 этой статьи. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1711 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 1432".

Первоначально оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 октября 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 октября 2017 г., N 42, "Российской газете" 18 октября 2017 г.

В приложении к Правилам приведена методика расчета размера возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из 3 и более блоков), подлежащих передаче гражданам - участникам строительства (далее - Методика).

Пункт 3 приложения к Правилам изложен в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1711 (размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2020 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 26 октября 2020 г., N 43).

Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют для целей Методики понятие равнозначного жилого помещения, что соответствует части 2 статьи 13 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не нарушает права административного истца на выплату установленного возмещения.

Из содержания части 2 статьи 13 названного Федерального закона следует, что выплата возмещения гражданам осуществляется с учетом стоимости помещения, подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, и его площади, но не более ста двадцати квадратных метров, рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов. При этом стадия строительства объекта является одной из характеристик, учитываемых при сопоставлении с аналогичными объектами на рынке недвижимости в целях определения его стоимости, наряду с такими характеристиками, как жилая площадь, количество комнат, регион, муниципальное образование.

Доводы административного истца о противоречии подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам части 2 статьи 13 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Подпункт "а" пункта 3 приложения к Правилам определяет один из способов оценки заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки и по своему содержанию является ясным и определенным.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 3 приложения к Правилам выплаты публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1233, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"О плане разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения в них изменений"
"Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении кремния"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр>
(ред. от 03.08.2021) "О применении таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров Евразийского экономического союза товарных позиций 2402 и 2208 ТН ВЭД ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру экспорта"
Ошибка на сайте