Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 29.04.2021 N АКПИ21-224

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2021 г. N АКПИ21-224

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению некоммерческой организации Союз "Центр поддержки и развития автошкол" о признании частично недействующим пункта 8 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. N 368,

установил:

приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) от 11 сентября 2020 г. N 368 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 30 октября 2020 г., N 60678, и опубликованным 30 октября 2020 г. на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, содержащиеся в приложении к Приказу (далее - Порядок).

Пунктом 8 Порядка установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.

Административный истец некоммерческая организация Союз "Центр поддержки и развития автошкол" (далее - Союз) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Порядка в той мере, в какой он устанавливает обязательное оформление путевых листов для организаций, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств, ссылаясь на то, что в оспариваемое положение Порядка в нарушение части 2 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), запрещающей осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, обязывает оформлять путевые листы не только в случае оказания услуг перевозки, но и во всех случаях, когда автомобиль используется для других целей, в том числе в случае обучения вождению.

Представитель административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Административный ответчик Минтранс России и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ издан полномочным федеральным органом исполнительной власти, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы и не нарушает права административного истца.

В судебном заседании представитель Минтранса России К. просил отказать в удовлетворении заявленного требования.

Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав возражения административного ответчика, обсудив доводы административного истца и заинтересованного лица, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно части 1 статьи 6 Устава обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере автомобильного, внеуличного, городского наземного электрического и промышленного транспорта, обеспечения транспортной безопасности, и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, является Минтранс России.

Следовательно, Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения его в действие.

Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные данным уставом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; названный акт определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (части 1 и 2 статьи 1 Устава).

Приказ является нормативным правовым актом, изданным в соответствии с нормами Устава, и по своему содержанию не выходит за пределы установленного Уставом предмета правового регулирования - отношений по перевозке пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями.

Часть 2 статьи 6 Устава запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Исходя из буквального толкования нормативного предписания пункта 8 Порядка в его системной взаимосвязи с иными положениями Порядка следует, что оспариваемое положение направлено на регулирование отношений, связанных с перевозкой пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, и противоречий части 2 статьи 6 Устава не содержит.

Путевой лист, по смыслу пункта 14 статьи 2 Устава, представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Из положений Порядка следует, что путевой лист содержит не только сведения о транспортном средстве, но и сведения о водителе, которые включают фамилию, имя, отчество (при наличии); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.

Из приведенных положений Федерального закона N 196-ФЗ и частей 1 и 2 статьи 1 Устава следует, что для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа, оформление путевых листов является обязательным, путевой лист должен оформляться юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем при эксплуатации ими транспортного средства независимо от формы владения данным транспортным средством, а также вне зависимости от вида и особенностей перевозки, каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортного средства.

Таким образом, предписание пункта 8 Порядка применимо ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления некоммерческой организации Союз "Центр поддержки и развития автошкол" о признании частично недействующим пункта 8 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. N 368, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.12.2020 N 2040, абзаца шестого пункта 2, пунктов 3, 4, подпункта "з" пункта 5 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.2020 N 2040>
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Коллегии Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных товаров, используемых для производства солнечных батарей"
"О Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011), и межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования"
Ошибка на сайте