Рейтинг@Mail.ru

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.01.2021 N АКПИ20-758

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2021 г. N АКПИ20-758

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя И., общества с ограниченной ответственностью "Союз Потребителей", общества с ограниченной ответственностью "Перспектива Плюс", товарищества собственников жилья "Астра" о признании недействующим подпункта "ж" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

установил:

согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В случаях, установленных Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Индивидуальный предприниматель И., общество с ограниченной ответственностью "Союз Потребителей" (далее - ООО "Союз Потребителей"), общество с ограниченной ответственностью "Перспектива Плюс" (далее - ООО "Перспектива Плюс"), товарищество собственников жилья "Астра" (далее - ТСЖ "Астра") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "ж" пункта 31 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта содержат правовую неопределенность, допускающую их различное толкование в правоприменительной практике, создают условия для проявления коррупции, предоставляют широкое усмотрение должностным лицам, поскольку позволяют не только использовать снятые и переданные потребителем показания в текущем месяце, но и применять перерасчеты ранее начисленных поквартирных объемов по среднему и нормативу без проверки предоставленных потребителем показаний при расчетах объемов за коммунальный ресурс на содержание общего имущества многоквартирных домов.

Как указывают административные истцы, они являются управляющими организациями и несут обязанность по сбору денежных средств с собственников и оплате коммунальных ресурсов, затрачиваемых на содержание общего имущества многоквартирных домов, в ресурсоснабжающую организацию. В отношении их в Арбитражном суде Астраханской области рассматриваются иски ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" о взыскании задолженности за коммунальный ресурс на содержание общего имущества в завышенных объемах с учетом ежемесячных поквартирных перерасчетов в сторону уменьшения вплоть до "отрицательных" показаний. В частности, суд взыскал с ТСЖ "Астра" задолженность по оплате электроэнергии, потребленной в целях содержания мест общего пользования.

По мнению административных истцов, существует угроза применения обжалуемой нормы судами за счет неопределенности формулировки как обоснование для последующих ежемесячных поквартирных перерасчетов при предоставлении потребителем показаний индивидуальных приборов учета в последующем (текущем) месяце, без проверки индивидуальных приборов учета, что приведет к их обязанности оплатить коммунальный ресурс на содержание общего имущества в завышенном объеме и, учитывая размеры предъявляемых сумм, к банкротству организаций.

Административные истцы индивидуальный предприниматель И., ООО "Союз Потребителей", ООО "Перспектива Плюс", ТСЖ "Астра" извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя А. не направили, представили в письменной форме объяснения по доводам возражений административного ответчика, указав, что Арбитражным судом Астраханской области 10 ноября 2020 г. по иску ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" принято решение о взыскании задолженности за коммунальный ресурс на содержание общего имущества с ООО "Союз Потребителей". Судом приняты ежемесячные поквартирные перерасчеты истца в сторону уменьшения объемов потребления вплоть до "минусовых" при предоставлении потребителем показаний индивидуальных приборов учета в текущем месяце, но при не предоставлении потребителем ранее показаний индивидуальных приборов учета при начислении им три месяца по среднему, а затем по нормативу.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 18 ноября 2020 г. N ДГ-П16-14873).

Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации") Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

В редакции, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2339.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

В разделе IV Правил закреплены права и обязанности исполнителя, пункт 31 которого определяет обязанности лица, осуществляющего предоставление коммунальных услуг, среди которых расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункт "г"), проверка правильности начисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги (подпункт "д"), снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, проверка состояния таких приборов учета (подпункт "е.1") и другие. Подпункт "ж" данного пункта Правил предусматривает обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, что соответствует нормам жилищного законодательства.

Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, являются ясными и определенными.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами признает положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (часть 2 статьи 1). Определение обязанностей исполнителя по договору о предоставлении коммунальных услуг таким положением не является.

Ссылки административных истцов на судебные акты, принятые арбитражными судами, о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, поставленной в целях содержания мест общего пользования, не свидетельствуют о неоднозначном толковании подпункта "ж" пункта 31 Правил и нарушении их прав. По делам о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части суд исследует исключительно вопросы права, тогда как доводы административных истцов, по сути, сводятся к несогласию с судебными актами, которыми установлены фактические обстоятельства, и с оценкой правильности выбора норм права, их применения в делах индивидуального предпринимателя И., ООО "Союз Потребителей", ООО "Перспектива Плюс", ТСЖ "Астра". Судебные акты могут быть обжалованы ими в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя И., общества с ограниченной ответственностью "Союз Потребителей", общества с ограниченной ответственностью "Перспектива Плюс", товарищества собственников жилья "Астра" о признании недействующим подпункта "ж" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 8 августа 2019 г. N 114"
"О внесении изменения в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, в отношении плавикового шпата"
<О признании Решения Коллегии ЕЭК от 11.05.2017 N 51 "О классификации бытового отпаривателя для одежды в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" соответствующим Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 и международным договорам в рамках ЕАЭС>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом">
Ошибка на сайте