Рейтинг@Mail.ru

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.01.2021 N АКПИ20-743

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 января 2021 г. N АКПИ20-743

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Г.А.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Канский Машиностроительный Завод "Сегмент" о признании частично недействующими пунктов 5, 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 628,

установил:

Правительство Российской Федерации 30 апреля 2020 г. издало постановление N 628 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".

Акционерное общество "Канский Машиностроительный Завод "Сегмент" (далее - АО "КМЗ "Сегмент") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 5, 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (далее - Изменения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 628, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта в части слов "с 20 апреля 2020 г." противоречат Указу Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также распространяют свое действие на отношения, возникшие до принятия Изменений (до 30 апреля 2020 г.), нарушают права потребителей электроэнергии и баланс имущественных интересов участников данных правоотношений.

Как указывает административный истец, между АО "КМЗ "Сегмент" и ПАО "Красноярскэнергосбыт" заключен договор на электроснабжение от 1 ноября 2008 г. N 1002. Планируя свою работу, потребитель изначально исходил из того, что весь апрель 2020 г. является нерабочим месяцем. Счет на оплату электроэнергии за апрель 2020 г. АО "КМЗ "Сегмент" выставлен с учетом оспариваемых положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 628, а именно как за рабочие дни в период с 20 по 30 апреля 2020 г., в то время как Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 дни с 4 по 30 апреля 2020 г. признаны нерабочими. В результате ПАО "Красноярскэнергосбыт" обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию с АО "КМЗ "Сегмент" за апрель 2020 г. в размере 564380 руб. 42 коп.

По мнению административного истца, не представляется возможным планировать рабочий график в целях экономии электроэнергии, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят задним числом. Установление рабочих дней после того, как месяц истек, нарушает права потребителя и противоречит Указу Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239. В соответствии со статьями 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации положения постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 628 подлежат применению только к тем правам и обязанностям из ранее заключенных договоров, которые возникнут после 30 апреля 2020 г. Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, установив рабочие дни с 20 по 30 апреля 2020 г., и распространив действие этого постановления на те отношения, которые существовали до его принятия, меняя тем самым порядок начисления платы за электроэнергию и ставя потребителей электроэнергии в худшее положение.

Административный истец АО "КМЗ "Сегмент" извещен о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, в письменных объяснениях изложил свои доводы в отношении возражений административного ответчика.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 10 ноября 2020 г. N ДГ-П9-14445).

Представители Правительства Российской Федерации Г.И., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Г.И., К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков (пункт 1 статьи 21).

Осуществляя свои полномочия в сфере электроэнергетики, Правительство Российской Федерации постановлением от 30 апреля 2020 г. N 628 утвердило Изменения.

Оспариваемый нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 мая 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 11 мая 2020 г., N 19.

Пунктом 5 Изменений Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (далее - Правила), дополнены разделом XXI, предусматривающим особенности регулирования отношений, связанных с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции. Согласно пункту 286 Правил с 20 апреля 2020 г. до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают нерабочие дни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях определения объема фактического пикового потребления, определения часа максимальной фактической пиковой нагрузки для каждых рабочих суток расчетного периода для субъекта Российской Федерации, определения максимального часа фактической пиковой нагрузки для каждых рабочих суток расчетного периода для субъектов Российской Федерации, отнесения часов к установленным системным оператором плановым часам пиковой нагрузки, оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию рабочими сутками (рабочими днями) признаются дни с понедельника по пятницу, за исключением случаев, когда указанные дни являются нерабочими праздничными днями или рабочими днями, на которые перенесены выходные дни, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Изменений Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Основные положения), дополнены разделом XIV, предусматривающим особенности регулирования отношений, связанных с функционированием розничных рынков электрической энергии, в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции. В соответствии с пунктом 265 Основных положений с 20 апреля 2020 г. до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают нерабочие дни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях определения объема фактического пикового потребления гарантирующего поставщика, определения величины мощности, оплачиваемой на розничном рынке потребителем (покупателем) за расчетный период, определения часа максимальной фактической пиковой нагрузки в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе в отношении суток, определения почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода рабочими сутками (рабочими днями) признаются дни с понедельника по пятницу, за исключением случаев, когда указанные дни являются нерабочими праздничными днями или рабочими днями, на которые перенесены выходные дни, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют порядок расчетов между участниками оптового и розничного рынков электрической энергии с учетом установления нерабочих дней в период применения ограничительных мер, что соответствует законодательству об электроэнергетике и не нарушает права административного истца.

Устанавливая общие принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, Федеральный закон "Об электроэнергетике" называет в их числе обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 6).

Порядок расчетов по обязательствам по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках электрической энергии, установленный Изменениями, направлен на достижение приемлемого баланса интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также на внесение ясности и единообразия при расчете потребления мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках электрической энергии в период нерабочих дней, объявленных Указом Президента Российской Федерации, и не может рассматриваться как противоречащий принципам определенности и справедливости нормативного регулирования отношений, связанных с оказанием услуг на оптовом и розничном рынках электрической энергии.

Доводы АО "КМЗ "Сегмент" о том, что Правительство Российской Федерации в нарушение положений Указа Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID 19)" с превышением своих полномочий установило рабочие дни с 20 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г., основаны на неправильном толковании норм материального права.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., отмечено, что нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию трудовым законодательством, под которыми понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных указов Президента Российской Федерации.

Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности).

В силу пункта 5 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.

Пунктами 5, 6 Изменений установлено, что с 20 апреля 2020 г. до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают нерабочие дни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, рабочими сутками (рабочими днями) признаются дни с понедельника по пятницу в целях определения объема фактического пикового потребления, определения величины мощности, оплачиваемой на розничном рынке потребителем (покупателем) за расчетный период, определения часа максимальной фактической пиковой нагрузки в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе в отношении суток, определения почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода. Данные Изменения вступили в силу с 30 апреля 2020 г.

Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов между участниками оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности с учетом установления нерабочих дней в период применения ограничительных мер, не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Канский Машиностроительный Завод "Сегмент" о признании частично недействующими пунктов 5, 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 628, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"О новой редакции Рекомендаций по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" (ред. от 29.01.2021)
(ред. от 26.10.2023) "Об утверждении Порядка координации и аналитического обеспечения селекционно-племенной работы в области племенного животноводства, проводимой в государствах - членах Евразийского экономического союза"
"Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении фторида алюминия"
<Об отмене Решения Суда Евразийского экономического союза от 06.11.2020 N СЕ-1-2/3-20-КС и признании Решения Коллегии ЕЭК от 04.06.2019 N 84 "О классификации искусственного корунда в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" соответствующим Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 и международным договорам в рамках ЕАЭС>
Ошибка на сайте