Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2008 N ГКПИ07-1650

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 марта 2008 г. N ГКПИ07-1650

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим пункта 3 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313,

установил:

К. - мать военнослужащего, погибшего в декабре 1994 года при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "д" пункта 3 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313, согласно которому к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.

Свое требование К. мотивировала тем, что она не находилась на иждивении сына до его призыва на военную службу, оспариваемая норма, лишающая ее в связи с этим обстоятельством социальной поддержки в виде выделения средств на ремонт индивидуального жилого дома, противоречит требованиям пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", в силу которого родителям погибшего (умершего) меры социальной поддержки предоставляются независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка.

В судебном заседании представитель заявителя Юсупова З.А. уточнила заявленное требование, просила признать незаконным пункт 3 Правил в части, исключающей родителей, не находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего, из числа членов его семьи, ссылаясь на несоответствие данного пункта в оспариваемой части Семейному кодексу Российской Федерации, статьям 18 (пункт 2), 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статье 21 (пункт 2) Федерального закона "О ветеранах", другим федеральным законам, относящим родителей к членам семьи своих детей.

Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации в соответствии с поручением от 24.12.2007 N СИ-П4-6587, указало в письменных возражениях на то, что в перечне мер социальной поддержки, приведенном в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", не содержится право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, такая форма социальной защиты предусмотрена Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, которому оспариваемая норма соответствует.

Выслушав объяснения представителя заявителя Юсуповой З.А., поддержавшей заявленное требование с учетом сделанных уточнений, возражения представителей Правительства Российской Федерации Павловой И.Ю. и Пламеневской Л.А., указавших на то, что в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" раскрыто понятие членов семьи для целей этого Закона, нормы других федеральных законов, определяющие круг членов семьи, не могут быть применены при оценке законности пункта 3 Правил, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В статье 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 1 декабря 2007 г.), регламентирующей социальную защиту членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, предусмотрено, что ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, как следует из его преамбулы, принято во исполнение приведенной нормы, поэтому воспроизведенные в Правилах, утвержденных этим Постановлением, условия предоставления указанной социальной гарантии и круг лиц, имеющих на нее право, должны соответствовать тем, которые установлены названным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Из указанной правовой нормы следует, что родители военнослужащего, не состоящие на его иждивении, не отнесены к числу членов семей военнослужащих, на которых распространяются установленные социальные гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами применительно к конкретным социальным льготам.

В частности, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" родители военнослужащего отнесены к членам семьи, имеющим право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего; пунктом 4 статьи 24 этого Закона родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставлено преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание. Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены льготные условия назначения пенсии по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы по призыву.

Пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не изменяет перечень лиц, относящихся к членам семей военнослужащих. В этом Законе, как и в других федеральных законах, отсутствуют нормы, распространяющие социальную льготу по ремонту индивидуальных жилых домов на родителей, не находившихся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.

Следовательно, при определении круга лиц, имеющих в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета, необходимо исходить из состава членов семей военнослужащих, указанного в пункте 5 статьи 2 данного Закона.

В оспариваемом пункте 3 Правил фактически воспроизведен перечень членов семей военнослужащих, изложенный в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Формулировка подпункта "д" пункта 3 Правил в прошедшем времени не свидетельствует о его несоответствии пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", где употреблена другая временная форма (настоящее время), и не может служить основанием для вывода об определении этими двумя нормами различных категорий граждан, относящихся к членам семей военнослужащих. В пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дано определение понятия "члены семей военнослужащих" применительно ко всем случаям предоставления установленных социальных гарантий и компенсаций как при жизни военнослужащих, так и после их смерти. Оспариваемая норма, базирующаяся на положениях названного пункта, относится к одному из тех случаев, когда граждане перестали находиться на иждивении военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) и определение их статуса членов семьи возможно только на основе отношений, существовавших при жизни военнослужащего.

Доводы представителя заявителя о том, что при определении круга лиц, относящихся к членам семей военнослужащих, следует руководствоваться нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и другими федеральными законами, признающими родителей членами семьи своих детей, являются ошибочными.

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит специальную норму, определяющую категорию граждан, имеющих право на установленные социальные гарантии, компенсации, и раскрывающую именно для этих целей понятие членов семей военнослужащих. Иное понятие членов семей для указанных целей может быть использовано в тех случаях, когда это специально предусмотрено другими федеральными законами. Названные представителем заявителя Кодекс и иные федеральные законы не определяют иной состав членов семей, обладающих правом на получение такой социальной льготы, как ремонт за счет федерального бюджета индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.

Необоснованна и ссылка в заявлении К. на пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 18 октября 2007 г.), предусматривающий предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая родителей погибшего (умершего), независимо от нахождения их на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка.

Исходя из правового смысла этого пункта и его места в системе норм права, закрепленное в нем положение распространяется на те категории граждан и относится к тем мерам социальной поддержки, которые указаны в пункте 1 этой же статьи, и не может применяться в отношении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных иными федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и определен перечень этих мер. Ремонт индивидуальных жилых домов за счет средств федерального бюджета не упомянут в названной статье, такая мера социальной защиты предусмотрена другим федеральным законом и для иной категории граждан - для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.

С учетом изложенного нет оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
<О признании незаконными абзацев 2 и 3 пункта 11 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость">
<О признании недействующим Приказа Минрегиона РФ от 25.03.2005 N 34, в части установления границ между городским округом город-герой Волгоград и муниципальными образованиями Городищенского и Светлоярского районов Волгоградской области и включения поселков Горный, Гули Королевой, Водный, Майский в черту муниципального образования Городищенского района Волгоградской области>
<О признании недействующими подпункта "а" пункта 37 и пункта 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9>
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства РФ от 07.08.1996 N 944 "О порядке выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, семьям умерших инвалидов и других граждан, погибших (умерших) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС">
Ошибка на сайте