Рейтинг@Mail.ru

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.07.2020 N АКПИ20-104

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 июля 2020 г. N АКПИ20-104

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Кириллова В.С.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим пункта 1 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован 7 января 2013 г. в издании Собрание законодательства Российской Федерации, N 1.

Правила определяют механизм возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудник), с которым расторгнут контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - контракт) и который уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - увольнение), затрат на обучение в образовательной организации высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - образовательная организация высшего образования) по образовательным программам высшего образования или среднего профессионального образования, в адъюнктуре образовательной или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - образовательное или научное учреждение) и порядок исчисления их размера (пункт 1).

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия пункта 1 Правил в той мере, в какой его положения допускают их применение к лицам, вступившим в правоотношения по обучению в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) до 1 января 2012 г., ссылаясь на то, что в оспариваемой части данная норма противоречит Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ).

В обоснование требования административный истец указывает, что в июне 2009 г. он поступил на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и одновременно поступил на обучение в образовательное учреждение системы МВД России - Московский университет МВД России. По окончании обучения 26 августа 2014 г. он заключил контракт на прохождение службы в органах внутренних дел, который 18 октября 2017 г. был расторгнут, а он уволен со службы. Решением Головинского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2018 г. удовлетворено исковое заявление Главного управления МВД России по г. Москве о взыскании с него денежных средств, затраченных на обучение в образовательной организации.

По мнению административного истца, оспариваемое положение содержит нормотворческую ошибку, вступает в противоречие с иными нормами Правил, которые, устанавливая порядок исчисления размера затрат на обучение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, объективно не предусматривают возможность его применения к сотрудникам, проходившим обучение в образовательных учреждениях МВД России, до вступления в силу Федерального закона N 342-ФЗ, поскольку не содержат формул расчета, которые бы соответствовали данному обстоятельству и использовали бы показатели с учетом ограниченного срока прохождения обучения, а именно с 1 января 2012 г.

В судебном заседании административный истец К. поддержал заявленное требование.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 25 февраля 2020 г. N ЮБ-П4-1301).

В письменных возражениях на административный иск Правительство Российской Федерации указало, что Правила изданы высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Представитель Правительства Российской Федерации Т. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Назаровой А.М., объяснения административного истца К., возражения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации Т., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

В соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона N 342-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктами 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктами 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 данного федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 этого закона и пунктом 7 части 12 данной статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 28 декабря 2012 г. N 1465 утвердило Правила.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным исполнительным органом государственной власти Российской Федерации с соблюдением формы и порядка введения его в действие.

Из содержания пункта 1 Правил следует, что он определяет предмет их регулирования.

Обязанность сотрудника по возмещению затрат на обучение введена не Правилами, а Федеральным законом N 342-ФЗ и возникает с даты вступления в силу части 14 статьи 76 этого закона - с 1 января 2012 г. (часть 1 статьи 98).

Правила определяют механизм возмещения затрат на обучение и порядок исчисления их размера, а не устанавливают указанную обязанность по возмещению данных денежных средств либо момент ее возникновения, а также конкретной даты, с которой производится возмещение затрат на обучение.

Вопреки доводам административного истца Правила каких-либо норм о действии во времени, в том числе об их распространении на отношения, возникшие до 1 января 2012 г., в частности по взысканию денежных средств, затраченных на обучение в указанный период времени, не содержат.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 19 августа 2019 г. N АКПИ19-460, оставленном без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. N АПЛ19-428.

Кроме того, согласно части 3 статьи 23 Федерального закона N 342-ФЗ в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме или для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, предусматриваются: обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (подпункт "а" пункта 3); обязанность сотрудника в случаях, предусмотренных данным законом, возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение (пункт 6).

В силу части 4 статьи 96 Федерального закона N 342-ФЗ сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу на должностях в органах внутренних дел до 1 января 2012 г. без заключения индивидуального контракта или на основании контракта о службе в органах внутренних дел, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21 - 23 указанного закона. Сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в органах внутренних дел до 1 января 2012 г. на основании контракта о службе в органах внутренних дел, заключенного на определенный срок, проходят с их согласия службу до окончания его действия с оформлением срочного контракта в соответствии со статьями 21 - 23 данного закона. Сотрудники органов внутренних дел, отказавшиеся оформлять контракт в соответствии со статьей 96, увольняются со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 82 этого закона.

Доводы административного истца о несоответствии пункта 1 Правил иным положениям Правил, устанавливающим порядок исчисления затрат на обучение, основан на ошибочном толковании правовых норм.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, обучавшимися в образовательных организациях высшего образования, определяется для сотрудников, окончивших образовательную организацию высшего образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, - по формуле, содержащейся в подпункте "б" пункта 12 Правил, учитывающей количество полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательной организации высшего образования, количество полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения, количество дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения, а также размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт.

Размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательной организации высшего образования, который подлежит включению в контракт, рассчитывается по формуле, изложенной в пункте 11 Правил, и соответствует произведению фиксированного значения суммы затрачиваемых средств федерального бюджета на 1 единицу переменного состава в год (рублей) и срока получения высшего образования или среднего профессионального образования (количество полных лет и месяцев, приведенных к году).

При этом в силу пункта 2 Правил затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательной организацией высшего образования, образовательной или научной организацией на обучение сотрудника, и включают в себя расходы образовательной организации высшего образования, образовательной или научной организации: а) на оплату труда профессорско-преподавательского состава; б) на амортизацию учебного оборудования в период обучения; в) на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников; г) на коммунальные услуги; д) на услуги связи для целей образовательного процесса (пункт 7 Правил).

Учитывая, что Федеральный закон N 342-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г., в затраты на обучение сотрудника также входят расходы образовательной организации высшего образования, образовательной или научной организации системы МВД России, возникшие с 1 января 2012 г., то есть с момента возникновения обязанности сотрудника по их компенсации на основании части 14 статьи 76 этого закона.

Положений, противоречащих нормативным правовым актам большей юридической силы, оспариваемая норма Правил не содержит, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующим пункта 1 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.Н.АЛЕКСАНДРОВ

В.С.КИРИЛЛОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании последнего абзаца раздела 3 приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
"О внесении изменения в раздел II плана разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца третьего пункта 7.15.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. Приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, таблицы 4.31 в части и таблицы 4.95 раздела 4 требований к составу и структуре файла, содержащего сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, утв. Приказом ФНС России от 12.01.2017 N ММВ-7-6/8@>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
Ошибка на сайте