Решение Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АКПИ19-988
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2020 г. N АКПИ19-988
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Е. и С.К. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Плещеево озеро", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 60,
установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 60 (далее - Приказ) утверждено Положение о национальном парке "Плещеево озеро" (далее - Положение). В приложении 1 к Положению представлены координаты поворотных точек границы национального парка "Плещеево озеро" (далее - Национальный парк) в системе координат МСК-76.
Нормативный правовой акт 6 апреля 2012 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, N 23751, и 18 июня 2012 г. опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (без приложений к Положению), а также размещен на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по адресу: http://www.mnr.gov.ru.
С.Е. и С.К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения 1 к Положению в части включения в границы национального парка "Плещеево озеро" земельного участка с кадастровым номером <...>, обозначенного в данном приложении номерами поворотной точки с н784 координаты межевого знака X 274621,77 и Y 1265312,31 по н808 координаты межевого знака X 274753,68 и Y 1263903,57, ссылаясь на то, что оно не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 777 "О национальном парке "Плещеево озеро" (далее - Постановление N 777) и нарушает их право пользования земельным участком по назначению, поскольку режим особой охраны территории национального парка устанавливает существенные ограничения для собственников земельных участков.
В обоснование своего требования административные истцы указали, что с 2018 года являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, относящегося к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид его разрешенного использования - узкоколейная железная дорога, иные виды транспорта, и представляющего собой линейный объект, на котором с 1947 по 2003 гг. находилась узкоколейная железная дорога, которая активно использовалась для вывоза торфа с торфоразработок и для пассажирских перевозок, а с 2004 года не эксплуатируется. До 2005 года данный земельный участок принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования кооперативу "Векса", а после продажи на открытых торгах - обществу с ограниченной ответственностью "Веретея". Постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 1997 г. N 270-п "О национальном парке "Плещеево озеро" Правительству Российской Федерации предложено включить в состав Национального парка земли общей площадью 23 790 га, в том числе 21 788 га, с изъятием у собственников и пользователей земель согласно приложению 1 и 2002 га без изъятия у землепользователей и собственников земель согласно приложению 2; считать нецелесообразным включение территории города Переславля-Залесского в состав Национального парка; включить в охранную зону Национального парка земли общей площадью 5745 га, в том числе 2188 га - земли города Переславля-Залесского и 3557 га - других собственников и пользователей земель, согласно приложению 3. При этом кооператив "Векса" как собственник указанного земельного участка в приложениях не поименован, а также и в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 777 "О национальном парке "Плещеево озеро".
В судебном заседании С.К. и ее представители адвокаты Лапин П.В. и Глаголева А.А. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды) и заинтересованное лицо - Минюст России указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, приложение 1 к Положению не устанавливает и не изменяет границы Национального парка, а лишь содержит координаты поворотных точек ранее установленных границ. Спорный земельный участок был включен в границы Национального парка при его создании, что подтверждается приложением N 1 к постановлению главы Переславского муниципального округа от 21 июня 1999 г. N 353 "Об отводе земель Переславскому национальному парку "Плещееве озеро", в который в качестве постороннего землепользователя, входящего в границы Национального парка, включен кооператив "Векса" с общей площадью 21 га.
Представитель Минприроды России С.И. и представитель Минюста России Ф. поддержали правовые позиции, изложенные в письменных возражениях, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении административного иска отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 этого федерального закона в редакции, действовавшей на момент издания Приказа - 30 ноября 2011 г., предусматривалось, что положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
На дату издания оспариваемого акта государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляло Минприроды России (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404). Утвержденным названным постановлением Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации к полномочиям Минприроды России было отнесено на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочие самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе положения о национальных парках (подпункты 5.2 и 5.2.35).
В настоящее время пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ полномочия по утверждению положения о национальном парке предоставлены федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Согласно перечню особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р, Национальный парк находится в ведении Минприроды России.
Положением о Минприроды России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, к полномочиям Минприроды России отнесено полномочие самостоятельно принимать положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения (подпункты 5.2 и 5.2.69).
В соответствии с предоставленными полномочиями Минприроды России Приказом утвердило Положение и в приложении 1 к Положению - границы Национального парка, определенные в системе координат МСК-76.
Довод административных истцов о том, что приведенные в приложении 1 к Положению координаты поворотных точек границ Национального парка в оспариваемой ими части не соответствуют Постановлению N 777, является несостоятельным.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1988 г. N 400 "О создании Переславского государственного природно-исторического национального парка в Ярославской области" принято предложение Ярославского облисполкома, согласованное с Госпланом РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством культуры РСФСР, Министерством финансов РСФСР, Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по охране природы и Главохотой РСФСР, о создании Переславского государственного природно-исторического национального парка в ведении Ярославского облисполкома; о предоставлении в пользование национальному парку 7,63 тыс. га земель в границах Переславского лесокомбината Министерства лесного хозяйства РСФСР (кварталы 116 - 129 Заладьевского лесничества, кварталы 14 - 18, 32, 39, 47 Мартыновского лесничества, кварталы 1 - 14, 17, 18, 25 - 36 Переславского лесничества, Пригородное лесопарковое лесничество) и 2,22 тыс. га земель в границах Переславского лесоохотничьего хозяйства Главохоты РСФСР (кварталы 77, 78, 87, 88, 100, 101, 115, 129, 143 - 145, 147 - 152 Плещеевского лесничества), изымаемых в установленном порядке из земель указанных землепользователей; о включении в состав национального парка акватории озера Плещеево площадью 50 кв. километров, а также 6,24 тыс. га земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР и 1,8 тыс. гектаров земель населенных пунктов без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Постановлением N 777 приняты предложения администрации Ярославской области и Федеральной службы лесного хозяйства, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, об отнесении Переславского государственного природно-исторического национального парка к особо охраняемой природной территории федерального значения, находящейся в ведении и управлении Федеральной службы лесного хозяйства России, и о переименовании его в национальный парк "Плещеево озеро"; о предоставлении в пользование национальному парку "Плещеево озеро" земель лесного фонда общей площадью 15 271 га, земель водного фонда (озеро Плещеево с прибрежной полосой) общей площадью 5 963 га, земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 554 га; о включении в границы национального парка "Плещеево озеро" земель других землепользователей общей площадью 2 002 га.
Пунктом 2 постановления главы Переславского муниципального округа от 21 июня 1999 г. N 353 "Об отводе земель Переславскому национальному парку "Плещеево озеро" (далее - Постановление N 353) в соответствии с постановлением главы муниципального округа от 11 февраля 1998 г. N 71, и актами на передачу земель лесного фонда национальному парку "Плещеево озеро" от 10 ноября 1998 г. и на основании Постановления N 777 в границы Национального парка включены посторонние землепользователи на общей площади 1 803 га согласно приложению N 1.
В приложении N 1 к Постановлению N 353 приведен список посторонних землепользователей, входящих в границы Национального парка, где под пунктом 8 в качестве собственника и пользователя землей общей площадью 21 га указан кооператив "Векса".
11 августа 1999 г. государственное учреждение "Национальный парк "Плещеево озеро" на основании Постановления N 353 зарегистрировало право на бессрочное (постоянное) пользование земельным участком площадью 21 712 га для создания ГУ "Национальный парк "Плещеево озеро", номер объекта 76:11:27 01 01:01, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 76:11:2:846.
В плане землепользования Национального парка, являющемся приложением к свидетельству о государственной регистрации права, кооператив "Векса" также поименован в разделе "Посторонние землепользователи" под номером 8.
Сведения об установленных в 1998 году Постановлением N 777 границах Национального парка в 2011 году были внесены в Государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
Из изложенного следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером <...>, принадлежавший до 2005 года на праве постоянного бессрочного пользования кооперативу "Векса", был включен в границы Национального парка на основании Постановления N 777, которым в границы Национального парка были включены земли других землепользователей, приведенных в приложении N 1 к Постановлению N 353, а приложение 1 к Положению не устанавливает и не изменяет границы Национального парка, а лишь содержит координаты поворотных точек ранее установленных границ.
Ввиду того, что приложение 1 к Положению в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С.Е. и С.К. о признании частично недействующим приложения 1 к Положению о национальном парке "Плещеево озеро", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 марта 2012 г. N 60, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА