Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2011 N ГКПИ11-451

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2011 г. N ГКПИ11-451

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании частично недействующим пункта 1.6 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г.,

установил:

Министерством транспорта Российской Федерации утверждена Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция). Инструкция опубликована в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996 г., N 6, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 г., N 1146.

Пунктом 1.6 Инструкции установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, в том числе иностранных, перевозящих тяжеловесные грузы по сети автомобильных дорог Российской Федерации, взимается плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.

Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1.6 Инструкции по тем основаниям, что оспариваемая норма противоречит части 8 статьи 31 и пункту 11 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ), пунктам 1, 2, 4 Правил возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 (далее - Правила).

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый пункт устанавливает иной порядок взимания платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами, чем предусмотренный действующим законодательством, что нарушает его права перевозчика, обязывая вносить плату за провоз тяжеловесного груза (платы за ущерб) в соответствии с утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962.

В судебное заседание заявитель и его представитель не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки ими суду не представлены.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Т., Е., Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что Инструкция принята Министерством транспорта Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, пунктом 4 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 457. Оспариваемый пункт 1.6 Инструкции не противоречит Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934, права и свободы заявителя не нарушает.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. в судебном заседании не возражала против заявленных требований и пояснила, что оспариваемая Инструкция подлежит переработке в целях приведения ее в соответствие с изменениями законодательства Российской Федерации.

Обсудив доводы заявителя, заслушав возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 1). Международные автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (часть 2). Для получения специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 названной статьи (пункт 2 части 3). Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8).

Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам (в редакции Федеральных законов от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ). В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Правилами возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934, установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (пункт 2).

Таким образом, указанные нормативные правовые положения устанавливают обязанность владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по возмещению вреда, причиняемого автомобильным дорогам, и определяют его порядок.

В связи с этим суд не может согласиться с доводами заявителя о противоречии пункта 1.6 Инструкции вышеприведенным правовым актам.

Кроме того, данный пункт не устанавливает порядок взимания платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами, в связи с чем является неправомерным утверждение заявителя о том, что он устанавливает иной порядок взимания платы, нежели установленный действующими нормативными правовыми положениями.

Ссылка в оспариваемом положении на Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962, признанном утратившим силу, само по себе не является основанием для признания акта недействующим, поскольку акт действует в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству.

Учитывая, что оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ф. о признании частично недействующим пункта 1.6 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. N 279"
<О признании недействующим пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" в части признания утратившим силу Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2006 N 282 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены">
(ред. от 13.05.2014) "О формах свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядке его выдачи и использования" (вместе с "Порядком выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями")
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 8 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455>
Ошибка на сайте