Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2019 N АКПИ19-680

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2019 г. N АКПИ19-680

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.Д. об оспаривании пунктов 3, 4, 7 и 9 Положения о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2007 г. N 152, и списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 195,

установил:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 29 мая 2007 г. N 152 (далее - Приказ N 152) утверждено Положение о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (далее - Положение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 2 июля 2007 г., регистрационный N 9747, и 9 июля 2007 г. опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 28.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 8 июня 2009 г. N 195 (далее - Приказ N 195) утвержден список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (далее - Список). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 6 августа 2009 г., регистрационный N 14483, и 21 августа 2009 г. опубликован в "Российской газете", N 156.

Пункт 3 Положения определяет задачу экспертизы, которая представляет собой оценку содержания в грамматиках, словарях и справочниках норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, под которыми понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения экспертиза грамматик, словарей и справочников проводится по инициативе заказчиков экспертизы, которыми являются юридические и физические лица.

Пунктом 7 Положения установлен порядок проведения экспертизы, в соответствии с которым заказчик направляет в экспертную организацию заявление, в котором указывается: название грамматик, словарей и справочников, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом; количество представленных на экспертизу экземпляров; реквизиты заявителя; наименование издателя грамматик, словарей и справочников. По желанию заказчика к заявлению могут быть приложены пояснительная записка заказчика и дополнительные материалы.

Решение экспертной организации оформляется в виде экспертного заключения на бланке экспертной организации, в котором указывается: дата и регистрационный номер экспертного заключения; инициалы и фамилия автора(ов); название грамматик, словарей и справочников: наименование издателя грамматик, словарей и справочников. Экспертное заключение должно содержать однозначный вывод о соответствии содержания грамматик, словарей и справочников в соответствии с пунктом 3 Положения. Отрицательное экспертное заключение должно быть аргументировано. Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной организации или уполномоченным лицом с указанием должности и фамилии лица, подписавшего экспертное заключение. Положительное экспертное заключение составляется в двух экземплярах, которые в течение 10 рабочих дней с даты подписания направляются экспертной организацией письмами заказчику экспертизы и Межведомственной комиссии по русскому языку. Межведомственная комиссия по русскому языку рассматривает поступившие экспертные заключения и направляет свои рекомендации в Минобрнауки России для утверждения списка грамматик, словарей и справочников (пункт 9).

В четырех пунктах Списка приведены наименования словарей русского языка, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, их авторов и составителей, издательств и годы издания.

Г.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений нормативных правовых актов, ссылаясь на то, что они противоречат части 3 статьи 1 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ) и нарушают права, гарантированные частью 3 статьи 68 Конституции Российской Федерации, на сохранение родного языка всем народам Российской Федерации, создание условий для его изучения и развития. По мнению административного истца, пункты 3 и 4 Положения не обеспечивают полноту норм современного литературного русского языка, поскольку не предусматривают экспертизу грамматик, словарей и справочников на полноту отражения всех норм современного литературного русского языка, в том числе его словарного богатства, допускают включение словарей в Список по инициативе юридических и физических лиц, что является фактически случайным фактором и не может обеспечить в публичных интересах всеобъемлющее описание норм современного литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации в соответствии с требованиями части 3 статьи упомянутого закона. Пункты 7 и 9 Положения не обеспечивают для всех граждан и правоприменителей доступность документа (издания), определяющего содержание и объем его прав и обязанностей при использовании русского языка как государственного, так как предполагают включение в Список только конкретных печатных изданий. Список, состоящий из четырех пунктов, ограничивает объем допустимых к использованию слов русского языка как государственного, при том что полнота этих словарей не подвергалась проверке, за 10 лет Список не изменился, несмотря на развитие русского языка, а Положение не предусматривает актуализацию Списка.

В обоснование своего требования административный истец указал, что территориальным органом Минюста России ему было отказано в регистрации учрежденной им автономной некоммерческой организации "Пермский арборетум" (далее - АНО "Пермский арборетум"), поскольку слово "арборетум" не содержится в словарях Списка. Вступившим в законную силу решением суда слово "арборетум" признано не соответствующим нормам современного русского языка, а решение органа об отказе в регистрации АНО "Пермский арборетум" признано законным.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков, и Минюст России, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции с соблюдением установленного порядка, не противоречат актам большей юридической силы и не содержат какого-либо запрета на использование слов, отсутствующих в словарях, справочниках или грамматиках, вошедших в Список.

В судебном заседании представитель Минпросвещения России П., представитель Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Ч. и представитель Минюста России М. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Степановой Л.Е., полагавшей требование не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защита и развитие языковой культуры регулируются Федеральным законом от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ.

В силу части 3 статьи 1 данного закона порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 2006 г. N 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" (в первоначальной редакции) (далее - Постановление N 714) возложило на Минобрнауки России утверждение на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правил русской орфографии и пунктуации, и определение порядка проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных полномочий Минобрнауки России Приказом N 152 утверждено Положение, а Приказом N 195 утвержден Список.

В настоящее время эти полномочия названным постановлением Правительства Российской Федерации в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 1586 предоставлены Минпросвещения России.

Процедура издания, введения в действие и опубликования приказов N 152 и 195, утвердивших Положение и Список, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Следовательно, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, а доводы административного истца об их несоответствии части 3 статьи 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Частью 1 статьи 3 названного федерального закона определены сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанной нормы закона государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства.

Исходя из пункта 1 Положения, это положение устанавливает порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации в целях защиты и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и формирования списка грамматик, словарей и справочников, утверждаемого Минобрнауки России (в настоящее время Минпросвещения России) на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку.

Задача экспертизы, определенная в пункте 3 Положения, заключается в оценке содержания в грамматиках, словарях и справочниках норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации.

Пункт 4 Положения определяет заказчиков экспертизы, которыми являются как юридические, так и физические лица, а пункты 7 и 9 - порядок ее проведения, в частности пункт 7 содержит указание о направлении заказчиком в экспертную организацию заявления с обязательным указанием в нем приведенных в этом пункте сведений, пункт 9 содержит порядок оформления экспертного заключения и направления его заказчику и Межведомственной комиссии по русскому языку.

Указанные нормы Положения не противоречат приведенным нормам Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ, а также не содержат положений, нарушающих часть 3 статьи 68 Конституции Российской Федерации.

Какое-либо иное нормативное правовое регулирование, определяющее задачи экспертизы ее заказчиков, а также порядок ее проведения, отсутствует.

Из содержания норм Положения следует, что предусмотренный данным положением порядок проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, обеспечивает участие в наполнении государственного языка Российской Федерации неопределенного круга лиц, что предоставляет каждому возможность внесения личного вклада в развитие русского языка и тем самым и служит средством реализации указанных конституционных прав.

Постановлением N 714 Минобрнауки России было наделено правом утверждать список грамматик, словарей и справочников только на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку (далее - Комиссия).

Комиссия в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по русскому языку, утвержденным приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2004 г. N 124, является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также организаций в целях развития, распространения и сохранения чистоты русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения (пункт 1). Основными задачами Комиссии являются сбор, анализ и обобщение информации о проблемах развития, распространения и сохранения чистоты русского языка, обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций по развитию, распространению и сохранению чистоты русского языка (пункт 3).

Пунктом 9 Положения установлено, что Комиссия рассматривает поступившие экспертные заключения и направляет свои рекомендации в Минобрнауки России для утверждения списка грамматик, словарей и справочников.

Список утвержден Минобрнауки России на основании Постановления N 714 и рекомендаций Комиссии по результатам экспертизы (протокол от 29 апреля 2009 г. N 10).

Полномочиями самостоятельно определять грамматики, словари и справочники и их содержание для включения их в Список Минобрнауки России не наделено.

Вопреки доводам административного истца, ни Список, ни Положение не содержат в себе норм, устанавливающих запрет на использование слов, отсутствующих в словарях, вошедших в Список.

Учитывая, что Список и Положение в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г.Д. об оспаривании пунктов 3, 4, 7 и 9 Положения о порядке проведения экспертизы грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2007 г. N 152, и списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 195, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 146, 228, 232 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Распоряжения Правительства РФ от 28.08.2019 N 1918-р и Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 N 1917-р>
"О внесении изменения в раздел II плана разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза"
Ошибка на сайте