Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.06.2019 N АКПИ19-202
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2019 г. N АКПИ19-202
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 8, пункта 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 44 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Указанные сроки предоставления субсидии действуют также в случае представления документов, предусмотренных пунктом 48 Правил, для осуществления перерасчета размера субсидии.
Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 8, пункта 44 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат частям 1, 2, 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 20, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3, пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьям 1, 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункту 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации и положениям Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики" и нарушают права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на получение субсидии.
Как указывает административный истец, он проходил военную службу по контракту в г. Североморске Мурманской области. В связи с отсутствием своего и у воинской части служебного жилья был зарегистрирован при войсковой части (где зарегистрирован по настоящее время), а для проживания заключал договоры коммерческого найма жилого помещения с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморска, на основании которых зарегистрирован по месту пребывания вместе с членами семьи по адресу нанятого жилого помещения. После увольнения в запас обращался в государственное областное казенное учреждение "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" для получения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако получил отказ на основании оспариваемых положений Правил, который впоследствии оспорен им в судебном порядке.
В суде административный истец К. поддержал заявленные требования и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта препятствуют ему в получении субсидии с даты возникновения права на ее получение и за периоды, когда гражданин лишен возможности представить необходимые документы; ограничивают права на свободу передвижения и выбор места пребывания; не позволяют своевременно подать заявление на предоставление субсидии и получить решение уполномоченного органа из-за отсутствия возможности своевременно получить документ, изготовление которого возложено на государственные и (или) муниципальные органы, ущемляют права граждан, уволенных с военной службы, имеющих регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, ограничивая круг таких заявителей условием прохождения военной службы по контракту.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 27 апреля 2019 г. N КЧ-П9-3520).
Представители Правительства Российской Федерации П., Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения административного истца К., представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации П., Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты граждан. Регулируя отношения в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Жилищный кодекс Российской Федерации в части 7 статьи 159 предусматривает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2018 г. N 871).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 19 декабря 2005 г., N 51, "Российской газете" 22 декабря 2005 г., N 288.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20). Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).
Субсидии в соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и устанавливаемого размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В разделе II Правил установлен перечень документов, которые заявители представляют с заявлением о предоставлении субсидии.
Предусмотренное подпунктом "а" пункта 8 Правил требование представить копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором гражданин зарегистрирован по месту постоянного жительства, а заявителем, проходящим военную службу по контракту и зарегистрированным по месту жительства по адресу воинской части, копию договора найма (поднайма) и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения соответствует действующему законодательству.
Регулируя отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3). Согласно данному Закону местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).
Доводы административного истца о том, что Правила в оспариваемой части противоречат пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являются несостоятельными. Данный Федеральный закон не определяет порядок предоставления субсидий гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и устанавливаемого размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Административный истец относится к гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.
Положения подпункта "а" пункта 8 Правил не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца, поскольку они не ограничивают его прав на получение субсидии, предусмотренной жилищным законодательством.
Субсидии носят заявительный характер. В соответствии с частью 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам на основании их заявлений.
Согласно части 4 статьи 159 данного Кодекса субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Кодекса.
Устанавливая порядок предоставления субсидий, пункт 44 Правил определяет периоды, когда должны быть представлены необходимые документы для получения субсидии в текущем месяце и в следующем месяце, что корреспондирует статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам гражданского законодательства являются несостоятельными, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 195 исковой давностью признает срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности согласно статье 196 данного Кодекса составляет три года.
Статья 60 Семейного кодекса Российской Федерации регулирует имущественные права ребенка и не определяет порядок предоставления субсидий.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал вопросы представления необходимых документов для получения субсидии и порядок ее предоставления, не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 8, пункта 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА