Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 11.10.2006 N ВКПИ06-68

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2006 г. N ВКПИ06-68

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153), частично недействующими и не соответствующими статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением.

Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что оспариваемые им нормы Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 в части, обязывающей граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в органах местного самоуправления, обращаться в федеральные органы исполнительной власти с заявлением о выдаче сертификатов; наделяющей федеральные органы исполнительной власти правами выдачи сертификатов гражданам, уволенным с военной службы; организации работы по проверке органов местного самоуправления; уведомления граждан о принятом решении в порядке, установленном органом исполнительной власти, противоречат статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как эти нормы Федерального закона не относят к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений составление "списков очередников на получение жилых помещений", а соответственно граждане, уволенные в запас с военной службы, не могут и не должны состоять на учете в органах федеральной исполнительной власти, так как основания увольнения, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, допускали постановку только в общую очередь лиц, нуждавшихся в получении жилья.

К. в судебном заседании свои требования полностью поддержал и дополнил, что оспариваемые им нормы Правил не соответствуют также и пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

Представители заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации Каширских Н.В. и Кожевникова Т.Я. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом они поддержали возражения на заявление К.

Выслушав объяснения заявителя К., представителей Правительства Российской Федерации Каширских Н.В., Кожевниковой Т.Я., исследовав материалы дела и заслушав заключение заместителя начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Расторгуева В.В., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление К.не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", в редакции от 22 июля 2002 года N 770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 3 этого Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").

В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153, которым утвердило оспариваемые К. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405), в "Российской газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).

Таким образом, оспариваемое К. Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Вопреки доводам заявителя К., оснований утверждать, что оспариваемые им положения норм подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил противоречат статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе и его, не имеется.

Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством. Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом к этому перечню не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и Жилищный кодекс РСФСР.

Из содержания оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - Подпрограмма), и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Об этом прямо указано в пункте 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации решаются вопросы распределения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Причем, как следует из пункта 18 статьи 12 и пункта 9 статьи 13, перечень этих вопросов не является исчерпывающим.

Положения оспариваемых К. норм Правил каким-либо образом не противоречат перечисленным в названных статьях Жилищного кодекса полномочиям указанных органов.

Правительство Российской Федерации с учетом в том числе и положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приняв Постановление N 153, расширило перечень категорий военнослужащих и граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме: это военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти (абзац 4 подпункта "а" пункта 5 Правил).

Оспаривание действий соответствующих должностных лиц, которыми, по мнению К., были нарушены его права на получение государственного жилищного сертификата, не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации и рассматривается в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании таких решений, действий должностных лиц может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица, действия которого оспариваются. К. с указанным заявлением может обратиться в районный суд как по месту нахождения должностного лица, так и по месту своего жительства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые К. положения подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, это Постановление принято в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и официально опубликовано для всеобщего сведения, заявление К. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

К. в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий

Л.А.КОРОЛЕВ

Другие документы по теме
"О Регламенте Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС РФ от 14.11.2007 N 379>
"О внесении изменений в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 3.11, абз. второго пункта 8.2.3 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. СанПиН 2.1.2.2645-10", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64>
Ошибка на сайте