Решение Верховного Суда РФ от 20.08.2002 N ГКПИ2002-771
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2002 г. N ГКПИ 2002-771
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Цыганкова Сергея Эдуардовича о признании недействительными (незаконными) подпункта "и" пункта 7 "Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, и ч. 2 пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве",
установил:
Цыганков С.Э. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными (незаконными) пп. "и" п. 7 "Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, и ч. 2 пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве", ссылаясь на то, что положения оспариваемых нормативных правовых актов не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя на свободное распоряжение своими способностями к труду.
В суде заявитель Цыганков С.Э. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативных актов являются незаконными, т.к. воспрепятствуют реализации права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду под угрозой существенного сокращения объема социального обеспечения.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Новицкая Л.М., Чикмачева Л.Ю., Баневич В.Ю., Белобородов Ю.К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что положения оспариваемых нормативных правовых актов не противоречат действующему законодательству и не нарушают права граждан на обязательное социальное страхование.
Выслушав объяснения заявителя Цыганкова С.Э., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Новицкой Л.М., Чикмачевой Л.Ю., Баневича В.Ю., Белобородова Ю.К., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено в судебном заседании объяснениями лиц, участвующих в деле, 13 декабря 1979 г. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов приняли Постановление N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве", ч. 2 пункта 16 которого установлено, что при повторном увольнении с работы в течение календарного года по собственному желанию без уважительных причин за рабочими и служащими непрерывный трудовой стаж не сохраняется.
Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 утверждены "Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" (в ред. Постановлений Совмина СССР от 27.12.83 N 1225, от 24.11.90 N 1177, от 01.07.91 N 432), в соответствии с которыми при назначении рабочим и служащим пособий по государственному социальному страхованию непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации.
В случаях, предусмотренных "Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию", в непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности.
В пункте 7 Правил указаны основания, когда непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора.
Так, согласно пп. "и" п. 7 Правил непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора при повторном увольнении после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин (определяемых в соответствии с п. 2 настоящих Правил), если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.
Из объяснений представителя Правительства РФ Чикмачевой Л.Ю. следует, что в соответствии со ст. 4 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. Соблюдение этого принципа осуществляется путем принятия Государственной Думой Федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год, где эквивалентность страхового обеспечения и страховых взносов обеспечивается доходами бюджета Фонда и его расходами.
Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования" исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая осуществляется посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
С учетом изложенного суд считает несостоятельными доводы жалобы о несоответствии положений пп. "и" пункта 7 Правил принципу обеспечения эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов, предусмотренному ст. 4 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В соответствии со ст. ст. 10, 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" застрахованное лицо имеет право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке, на условиях и в размере, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, ст. 183 Трудового кодекса РФ условия выдачи и размеры пособий по государственному социальному страхованию устанавливаются федеральным законом.
На момент рассмотрения дела судом такой закон еще не принят.
Исходя из п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., ст. 423 Трудового кодекса РФ нормы бывшего Союза ССР применяются на территории Российской Федерации постольку, поскольку они не противоречат Конституции РФ, законодательству Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации не регулирует отношения об обязательном социальном страховании, поэтому доводы заявителя о несоответствии положений оспариваемых нормативных актов ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ст. ст. 2, 4, 21, 80 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушении прав заявителя на свободное распоряжение своими способностями к труду не основаны на законе.
Связь отношений по обеспечению прав на обязательное социальное страхование работников с трудовыми отношениями отнюдь не предполагает их правовое регулирование непосредственно и в зависимости от норм трудового права.
В связи с передачей управления государственным социальным страхованием из ведения профсоюзов Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 г. N 1503 был сохранен действующий порядок выплат по государственному социальному страхованию и финансирования расходов на эти цели.
В целях упорядочения условий обеспечения работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности и впредь до принятия соответствующего федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" сохранен действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа работающих граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности.
Положения оспариваемых нормативных актов регулируют исчисление непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и не противоречат ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, в соответствии с которой участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Учитывая, что положения оспариваемых нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан в сфере обязательного социального страхования, жалоба Цыганкова С.Э. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Цыганкова Сергея Эдуардовича о признании недействительными (незаконными) подпункта "и" пункта 7 "Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. N 252, и ч. 2 пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ