Рейтинг@Mail.ru

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2019 N 7

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2019 г. N 7

ОБ ОСНОВНЫХ ОРИЕНТИРАХ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2019 - 2020 ГОДЫ

Высший Евразийский экономический совет решил:

1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2019 - 2020 годы.

2. Рекомендовать правительствам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2019 - 2020 годы.

3. Евразийской экономической комиссии проводить анализ мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер утвержденным настоящим Решением основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2019 - 2020 годы.

4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

Утверждены

Решением Высшего

Евразийского экономического совета

от 29 мая 2019 г. N 7

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА 2019 - 2020 ГОДЫ

Настоящий документ разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и направлен на достижение целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28, а также на решение задач, определенных стратегическими и программными документами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) на 2019 - 2020 годы.

Несмотря на усиление турбулентности на глобальных товарных и финансовых рынках, макроэкономическая ситуация в государствах-членах в 2018 году оставалась достаточно устойчивой.

Темпы экономического роста в Союзе превысили 2 процента - значение, установленное в основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2018 - 2019 годы, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14 мая 2018 г. N 11. При этом Республика Армения и Республика Казахстан в течение двух последних лет поддерживают темпы экономического роста выше среднемировых значений.

По итогам 2018 года в целом по Союзу наблюдалась положительная динамика основных показателей производства товаров и услуг. Промышленное производство выросло во всех государствах-членах, и в целом по Союзу рост составил 3,1 процента. При этом увеличение объемов производства в горнодобывающем секторе в Союзе было выше, чем в обрабатывающем, что главным образом обусловлено наращиванием добычи полезных ископаемых в Российской Федерации. Рост в секторе строительства в целом по Союзу составил 5 процентов. Оборот розничной торговли увеличился на 3,1 процента в Союзе, при этом рост наблюдался в каждом государстве-члене. Небольшое сокращение (0,4 процента) произошло в производстве продукции сельского хозяйства вследствие снижения объемов производства в Республике Армения, Республике Беларусь и Российской Федерации.

Позитивное влияние на динамику экономического развития во всех государствах-членах оказало повышение инвестиционной активности. Наиболее высокие темпы прироста капиталовложений отмечены в Республике Казахстан, где наблюдалось увеличение объемов инвестиций в горнодобывающих и большинстве обрабатывающих отраслей.

Умеренно положительная динамика деловой активности в государствах-членах наряду с относительно благоприятной на протяжении почти всего 2018 года ценовой конъюнктурой на сырьевых рынках способствовали росту объемов внешней и взаимной торговли товарами. Стоимостные объемы торговли с третьими странами повышались опережающими темпами, учитывая сохраняющееся преобладание в товарной структуре экспорта минеральных продуктов. По мере роста инвестиционной активности импортные закупки в большей степени концентрировались на продукции машиностроительной отрасли и промышленном оборудовании, что придало некоторый импульс развитию производственного потенциала Союза, способствуя, с другой стороны, повышению его импортозависимости.

На фоне роста выпуска в промышленном секторе и наращивания объемов импорта потребительская активность, поддержанная ростом реальных заработных плат и повышением объемов потребительского кредитования, увеличивалась в основном за счет товаров длительного пользования, что в основном связано с постепенным восстановлением потребления после его существенного сжатия в предыдущие годы. В то же время сохраняется высокая чувствительность населения к ценам на товары и услуги.

Рост потребительских цен в государствах-членах был умеренным. Политика национальных (центральных) банков государств-членов была нацелена на поддержание показателей инфляции вблизи либо в пределах национальных среднесрочных ориентиров, что также способствовало соблюдению практически всеми государствами-членами предельного расчетного количественного значения показателя уровня инфляции (индекса потребительских цен), установленного Договором. Инфляционный фон формировался, главным образом, за счет таких факторов, как укрепление внутреннего спроса, повышение цен на топливно-энергетические товары, а также ослабление национальных валют в некоторых государствах-членах.

В сфере государственных финансов в 2018 году ситуация улучшилась, долг сектора государственного управления по отношению к валовому внутреннему продукту снизился во всех государствах-членах. Сальдо консолидированного бюджета сектора государственного управления в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации было положительным, а в Республике Армения и Кыргызской Республике - отрицательным, однако дефицит бюджета в этих странах уменьшился по сравнению с 2017 годом. Улучшению ситуации способствовали принятые правительствами государств-членов меры по увеличению доходной и оптимизации расходной составляющих бюджета, а также внедрение и использование в практике управления государственными финансами бюджетных правил, направленных на обеспечение их текущей сбалансированности и долгосрочной устойчивости.

Задача по достижению в Союзе 2-процентного экономического роста в 2018 году была выполнена. Однако полученные макроэкономические результаты не отличаются существенной стабильностью и поддержание в среднесрочном периоде достигнутых темпов экономического роста является вызовом для государств-членов. Фаза восстановления экономической активности завершается, и экономический рост в 2019 году в целом по Союзу будет замедляться. Это обусловлено как глобальными внешними рисками, так и наличием внутренних ограничений, которые в комплексе влияют на макроэкономическую устойчивость и экономическое развитие Союза в целом.

В период 2019 - 2020 годов ведущие международные организации прогнозируют замедление роста мировой экономики на фоне ужесточения денежно-кредитной политики ряда развитых стран и крупных экономик с формирующимися рынками, сдержанной динамики промышленного производства и осложнения условий мировой торговли.

Рост процентных ставок в США, связанный с принятием Федеральной резервной системой США ряда решений о дальнейшем увеличении базовой процентной ставки, может привести к повышению инвестиционной привлекательности североамериканских активов и продолжению оттока капитала из стран с формирующимися рынками. В связи с этим, учитывая вероятность сохранения санкционного давления в отношении Российской Федерации, особую актуальность приобретает повышение предсказуемости и устойчивости макроэкономических и финансовых условий в рамках Союза как необходимой основы для дальнейшего экономического развития государств-членов.

Замедление мирового роста промышленного производства способно оказать понижательное давление на сырьевые цены и стоимостной объем экспорта государств-членов в случае превышения предложения над спросом на рынках энергоносителей и металлов. Сырьевые товары по-прежнему являются крупнейшей статьей в структуре экспорта государств-членов, однако возможности экстенсивного роста национальных экономик за счет использования сырьевых ресурсов существенно ограничены. Необходимо сосредоточить усилия на повышении производственного потенциала Союза на основе широкого внедрения цифровых технологий, создания качественно новых научно-технологических разработок и инноваций, используя не только возможности структурно-инвестиционной политики, но и доступные стимулы для повышения инвестиционной мотивации бизнеса.

Осложнение условий мировой торговли, связанное с ужесточением торговых ограничений и усилением глобального протекционизма, затрагивает широкий круг товаров из многих стран и может привести к нарушению слаженного функционирования международных производственно-сбытовых цепочек. На фоне ухудшения глобальных перспектив торгово-экономического взаимодействия растет важность развития внутреннего рынка Союза и эффективного использования конкурентных преимуществ государств-членов за счет углубления экономического сотрудничества и дальнейшего расширения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Союза, а также реализации транспортно-логистического потенциала. В условиях нарастания международной нестабильности развитие внутреннего рынка способно создать дополнительный синергетический эффект для экономик государств-членов за счет объединения усилий, реализации совместных программ и проектов, а также координации мер, направленных на достижение общих целей в рамках Союза. В связи с этим особую важность приобретает в том числе реализация Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, подписанной 6 декабря 2018 г. главами государств-членов.

В то же время укрепление торговых и экономических связей с внешними партнерами остается важным приоритетом и залогом построения взаимовыгодных межгосударственных отношений.

В контексте складывающейся глобальной конъюнктуры приоритетной целью макроэкономической политики государств-членов в среднесрочной перспективе становится обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития за счет повышения конкурентоспособности государств-членов на внутреннем рынке Союза и внешних рынках. Необходимо направить усилия на укрепление стратегических основ для стабильного и поступательного роста экономики Союза.

Достижению этой цели будет способствовать реализация национальных и интеграционных мер по следующим направлениям:

повышение предсказуемости и устойчивости внутренних макроэкономических и финансовых условий:

поддержание ценовой стабильности;

повышение устойчивости государственных финансов;

дальнейшее развитие финансового сектора на основе международных принципов и стандартов;

создание условий для расширения использования национальных валют в расчетах во взаимной торговле;

усиление производственного потенциала государств-членов:

стимулирование инвестиционной активности в производственном секторе экономики;

создание необходимых условий и инструментов для развития научно-технологической и инновационной сферы;

внедрение и развитие цифровых и информационных технологий;

формирование механизма поддержки промышленных предприятий государств-членов в осуществлении импортозамещающих кооперационных проектов в рамках рабочей группы высокого уровня по вопросам интеграционного взаимодействия в кооперации и импортозамещении в приоритетных отраслях промышленности;

наращивание мощностей по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью и усиление промышленной кооперации;

реализация межгосударственных программ и интеграционных проектов в промышленности и формирование таких проектов в агропромышленном секторе Союза;

развитие внутреннего рынка Союза и укрепление сотрудничества с внешними партнерами:

продолжение работы по выявлению и устранению барьеров, а также по поэтапному сокращению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза, в том числе путем внесения изменений в соответствующие положения Договора и акты органов Союза, принятые в его развитие;

формирование благоприятной конкурентной среды на трансграничных рынках государств-членов и защита конкуренции;

развитие транспортно-логистического потенциала Союза;

расширение возможностей в сфере трудовой и образовательной мобильности в рамках Союза;

углубление торговых и экономических связей с внешними партнерами и развитие международного сотрудничества.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 23"
"О внесении изменений в перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза"
"О внесении изменения в пункт 6 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"
"О внесении изменения в раздел II плана разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза"
Ошибка на сайте