Решение Верховного Суда РФ от 29.11.2005 N ВКПИ05-64
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2005 г. N ВКПИ05-64
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании Указа Президента РФ от 18 февраля 2005 г. N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельных категорий пенсионеров",
установила:
18 февраля 2005 г. Президентом РФ был издан Указ N 176, согласно которому с 1 марта 2005 года установлена ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным и соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в размере 240 рублей, а также порядок ее выплаты.
В заявлении М. отмечает, что в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, а статья 49 приведенного выше Закона не предусматривает увеличение размера пенсий путем установления Президентом РФ доплат к ним, поэтому оспариваемый Указ Президента РФ противоречит ей, нарушает его право на пересмотр пенсии в соответствии с законом и является незаконным.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представители Президента РФ Коновалов М.Я. и Чепигин С.Б. требования заявителя не признали, пояснив, что оспариваемый Указ Президента РФ издан в соответствии со ст. ст. 80 и 90 Конституции РФ, п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Заслушав объяснения заявителя, представителей Президента РФ, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление М. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ (ст. 39) устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 8 которого предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Довод М. о противоречии оспариваемого Указа Президента РФ ст. 49 приведенного выше Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 является несостоятельным, поскольку эта статья Закона регулирует способы пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий при повышении стоимости жизни и оплаты труда, но не предусматривает запрет Президенту РФ устанавливать доплаты к пенсиям отдельных категорий пенсионеров и порядок их выплаты.
Как следует из преамбулы этого Указа Президента РФ, он принят в целях повышения жизненного уровня отдельных категорий пенсионеров в соответствии со ст. 80 Конституции РФ.
Эта статья Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Данный Указ Президента РФ опубликован в "Российской газете" от 22 февраля 2005 г. N 36 и в соответствии со ст. 90 Конституции РФ обязателен для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, издан в пределах компетенции Президента РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, следует прийти к выводу, что заявление М. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления М. об оспаривании Указа Президента РФ от 18 февраля 2005 г. N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельных категорий пенсионеров" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Л.М.ЗАХАРОВ