Решение Верховного Суда РФ от 12.08.2011 N ГКПИ11-731
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2011 г. N ГКПИ11-731
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании частично недействующими абзацев первого и пятого пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, абзаца девятого пункта 21 и абзаца первого пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30,
установил:
в соответствии с абзацем первым пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах перед посадкой в поезд дальнего следования, при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда дальнего следования или пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.
Абзац пятый данного пункта Правил устанавливает, что проездной документ (билет), приобретенный пассажиром на поезд пригородного сообщения, сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах. Пассажир, не предъявивший проездной документ (билет) при выходе через пункт контроля проездных документов (билетов), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу девятому пункта 21 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте билеты, приобретенные пассажирами для проезда в поезде пригородного сообщения, сохраняются ими в течение всего пути следования поезда и до выхода через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах.
Абзац первый пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте устанавливает, что проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах. При отсутствии у пассажиров билетов к ним применяются правила, предусмотренные пунктом 201 данных Правил.
Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими абзацев первого и пятого пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, абзаца девятого пункта 21 и абзаца первого пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и незаконно ограничивают право граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, на судебную защиту своих прав и свобод.
В суде М. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 22 июня 2011 г. N ВВ-П9-4188).
В суде представители Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации Л., Т., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий органов государственной власти и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 марта 2005 г. N 111 утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 18 марта 2005 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 10, 7 марта 2005 г.
Согласно статье 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", действовавшего до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании данного Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций разрабатывал правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утверждал и регистрировал их в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2002 г., регистрационный номер 3675 и опубликованы в "Российской газете" от 20 августа 2002 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 40, 7 октября 2002 г.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 82 Устава по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), при этом пассажир обязан иметь проездной документ (билет).
В абзаце первом пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, определено, когда перевозчик при исполнении своих обязательств по договору перевозки вправе проверить наличие у пассажира проездного документа (билета), а именно:
перед посадкой в поезд дальнего следования;
в пути следования поезда дальнего следования или пригородного сообщения;
при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.
Доводы заявителя о том, что в случае прибытия в пункт назначения поезда пригородного сообщения и выхода пассажира из вагона на железнодорожную платформу оканчивается действие договора и перевозчик не может осуществлять контроль наличия у пассажира проездных документов (билетов) при выходе через пункт контроля (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения, являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания недействующим абзаца первого пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 786), Устава (статья 82) билет удостоверяет заключение договора перевозки и пассажир обязан иметь проездной документ (билет).
Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия в сфере регулирования отношений, возникающих между перевозчиками и пассажирами при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте, учитывая особенности функционирования данного вида транспорта, установило, что перевозчик осуществляет контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) не только при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения и в пути следования, но и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки.
Устав определяет пассажира как лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее (статья 2).
Первое предложение абзаца пятого пункта 29 Правил устанавливает, что проездной документ (билет), приобретенный пассажиром на поезд пригородного сообщения, сохраняется им в течение всего пути следования поезда и до момента выхода через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах. Второе предложение абзаца пятого пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, определяет, кто является безбилетным пассажиром, содержит отсылочную норму об уплате штрафа и не наделяет перевозчика полномочиями по взысканию штрафа. Штраф уплачивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данная норма Правил применяется в системной связи с положениями законодательства об административных правонарушениях и не устанавливает ни субъекта, уполномоченного налагать административный штраф, ни размер штрафа.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии со статьей 2 Устава представляет технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Пункты контроля проездных документов (билетов) относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
Сохранение пассажиром проездного документа (билета) до выхода пассажира через пункт контроля (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения не может рассматриваться как чрезмерное обременение, а также как ограничение права гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.
Статьей 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за безбилетный проезд в пригородном поезде.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27). Содержание названного конституционного права включает: свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации, свободу выбора места пребывания, свободу выбора места жительства. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регулирует данную сферу общественных отношений.
Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте. Пассажир как сторона в договоре самостоятельно решает вопрос о заключении договора перевозки и соблюдении действующих правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные способы защиты гражданских прав должны быть предусмотрены законом. Контроль наличия у пассажира проездных документов (билетов) при выходе через пункт контроля (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения, предусмотренный Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может рассматриваться как способ защиты перевозчиком гражданских прав, поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Гражданскому кодексу Российской Федерации являются несостоятельными.
Согласно абзацу девятому пункта 21 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте билеты, приобретенные пассажирами для проезда в поезде пригородного сообщения, сохраняются ими в течение всего пути следования поезда и до выхода через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах.
Данная норма Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте соответствует абзацу пятому пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, мотивы законности которого приведены выше.
Абзац первый пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте предусматривает контроль наличия у пассажира билета на поезда пригородного сообщения после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах. Указанная норма соответствует абзацу первому пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, мотивы законности которого изложены выше.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий органов государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы граждан, заявление М. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление М. о признании частично недействующими абзацев первого и пятого пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, абзаца девятого пункта 21 и абзаца первого пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ