Решение Верховного Суда РФ от 12.12.2018 N АКПИ18-1037
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2018 г. N АКПИ18-1037
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Валента Фармацевтика" о признании недействующим пункта 33 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525,
установил:
согласно пункту 33 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525, параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (pH, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой (далее - Правила).
Акционерное общество "Валента Фармацевтика" (далее - АО "Валента Фарм") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 33 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца.
Как указывает административный истец, АО "Валента Фарм" является абонентом по договору на водоотведение (на оказание услуг по очистке канализационных сточных вод), заключенному с МУП Щелковского муниципального района "Межрайонный Щелковский водоканал". В Арбитражном суде Московской области находится дело по исковому заявлению МУП "Межрайонный Щелковский водоканал" к АО "Валента Фарм" о взыскании платежей за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения. МУП "Межрайонный Щелковский водоканал" отказывается принимать результаты параллельных проб, сделанных АО "Валента Фарм", со ссылкой на оспариваемый пункт Правил.
В суде представители административного истца АО "Валента Фарм" М., А. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают принцип равенства участников экономических отношений и свободу экономической деятельности в Российской Федерации, баланс экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов. Фактически нивелируются все попытки уравнять в правах абонента и организацию, осуществляющую водоотведение, поскольку применительно к определению содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (pH, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой, могут использоваться только пробы, отобранные организацией, осуществляющей водоотведение, что дает ей необоснованное преимущество перед абонентом, а абонент лишается возможности защитить свои права и охраняемые законом интересы и не может оспорить результаты анализа проб сточных вод, которые производит организация, осуществляющая водоотведение.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 27 октября 2018 г. N КЧ-П9-7356, письмо от 6 декабря 2018 г. N П9-64478).
Представители Правительства Российской Федерации П., Д., Ц. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца АО "Валента Фарм" М., А., административного ответчика Правительства Российской Федерации П., Д., Ц., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод (пункт 4 части 1 статьи 4).
Реализуя полномочия, предоставленные федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 21 июня 2013 г. N 525 утвердило Правила.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 27 июня 2013 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 1 июля 2013 г., N 26, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 3 (размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 8 января 2015 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 12 января 2015 г., N 2).
Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами.
Согласно статье 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды (пункт 1). Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и другими федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" закреплены особенности нормирования и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусматривающие установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для организаций, осуществляющих водоотведение, а также для отдельных категорий абонентов (статьи 26, 27).
Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водопользования и водоотведения предполагает контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, который в силу части 1 статьи 30 названного Федерального закона осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.
Программа контроля состава и свойств сточных вод включает: перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов; указание периодичности планового контроля абонентов и основания для проведения внепланового контроля; указание мест отбора проб сточных вод. Программа контроля состава и свойств сточных вод согласовывается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (части 2, 3 статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно Правилам контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и их последующий анализ. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельную и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод (пункты 19, 29, 30, 31).
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" определяет состав и свойства сточных вод как совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Пункт 33 Правил определяет случаи, когда параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания таких веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени, а также веществ, не смешивающихся с водой. Данное регулирование обусловлено физико-химическими свойствами веществ, подверженных изменению в процессе разделения проб (при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени), а также невозможностью получения параллельных (в том числе резервной) проб с условно одинаковым содержанием нефтепродуктов и других не смешивающихся с водой веществ.
Указанное регулирование основано на действующих методиках отбора проб для анализа сточных вод и направлено на обеспечение возможности получения достоверных результатов анализа отобранных проб сточных вод. Нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, который бы иначе регулировал использование параллельных и резервных проб, не имеется.
Таким образом, пункт 33 Правил соответствует законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения, установленным им принципам соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; обеспечения равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; открытости деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону "О защите конкуренции", Гражданскому кодексу Российской Федерации являются несостоятельными.
При контроле состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Оспариваемые положения нормативного правового акта не предоставляют никаких преимуществ участникам предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и не могут рассматриваться как нарушающие антимонопольное законодательство, а также принципы, составляющие основные начала гражданского законодательства, равенство участников регулируемых ими отношений, свободу договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 33 Правил определяет случаи неиспользования параллельной и резервной проб при отборе проб сточных вод, что не лишает административного истца права на судебную защиту.
Согласно разъяснению, данному в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Оспариваемые положения нормативного правового акта, устанавливающие случаи неиспользования параллельной и резервной проб, являются ясными и определенными, приняты в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.
Что касается доводов административного истца о противоречии пункта 33 Правил нормам Конституции Российской Федерации, то они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" проверка конституционности нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Валента Фармацевтика" о признании недействующим пункта 33 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА