Решение Верховного Суда РФ от 13.05.2003 N ГКПИ03-394
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2003 г. N ГКПИ 03-394
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Большакова Виктора Александровича об отмене пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" и компенсации морального вреда,
установил:
Большаков В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,126, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 152.
В суде заявитель Большаков В.А. расширил заявленные требования, просил суд отменить также коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2002 г., в размере 1,307, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2003 г. N 152, и компенсировать ему моральный вред и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Как пояснил заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Закону РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", нарушают его пенсионные права.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Хаустов Е.А., Бодунов А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства РФ, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения заявителя Большакова В.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Хаустова Е.А., Бодунова А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 152 утверждены: коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,126 и коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2002 г., в размере 1,307.
Порядок индексации страховой части трудовой пенсии установлен законом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году (подпункты 1 - 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2002 года, исходя из этого, дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии стало осуществляться только с 1 апреля 2003 года.
По данным Госкомстата России темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Российской Федерации в 2002 году по сравнению с 2001 годом составили 135,0%.
Как пояснил суду представитель Правительства РФ Хаустов Е.А., в 2002 году размер страховой части трудовой пенсии индексировался дважды, а именно: Постановлением Правительства РФ от 24 января 2002 г. N 42 утвержден коэффициент индексации с 1 февраля 2002 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,065, или 6,5%, и Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 535 утвержден коэффициент индексации с 1 августа 2002 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,09, или 9%.
Суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в 2002 году составил 1,161, или 16,1% (1,065 х 1,09).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил, что дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии не может превышать индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий (подпункт 5 пункта 7 статьи 17 настоящего Федерального закона).
Индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в 2002 году в расчете на одного пенсионера, направленных на выплату страховой части трудовых пенсий, составил 1,307, или 30,7%.
Коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 года страховой части трудовой пенсии был определен как отношение между индексом роста доходов Пенсионного фонда РФ и суммарным коэффициентом страховой части трудовой пенсии и составил 1,126, или 12,6% (1,307 / 1,161).
Доводы заявителя о том, что Правительство РФ неправильно определило дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2003 г., являются несостоятельными, и приведенные им расчеты коэффициента дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии не соответствуют требованиям статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок индексации трудовых пенсий. Постановление N 152 от 13 марта 2003 г. издано Правительством РФ во исполнение данного Федерального закона, а не Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".
Согласно пункту 8 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Следовательно, индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится в порядке, предусмотренном для индексации страховой части трудовой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2003 г. N 152 утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2002 г., в размере 1,307.
Из объяснений представителя Правительства РФ Хаустова Е.А. следует, что в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" доходы Пенсионного фонда РФ формируются из средств федерального бюджета единого социального налога и других поступлений, что не было учтено заявителем. Индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направленных на выплату страховой части трудовых пенсий, составил 1,307 (доходы ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемые на выплату страховой части трудовых пенсий в 2001 г., составили 5423,0 руб., в 2002 г. - 7088,0 руб.).
Заявитель не представил суду достоверных данных, свидетельствующих, что индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, установлен в нарушение федерального законодательства.
Другие доводы заявителя сводятся к оценке экономического обоснования Постановления Правительства РФ и не могут служить основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат Федеральному закону, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение, жалоба Большакова В.А. не подлежит удовлетворению.
Поскольку требования заявителя об оспаривании нормативного правового акта судом оставлены без удовлетворения, то отсутствуют правовые основания для возмещения Большакову В.А. издержек, связанных с рассмотрением дела, и компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Большакова Виктора Александровича об отмене пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" и компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.