Решение Верховного Суда РФ от 25.06.2018 N АКПИ18-399
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2018 г. N АКПИ18-399
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим подпункта 32.1 пункта 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 891,
установил:
согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент) иностранный гражданин, которому разрешение может быть выдано без учета квоты, одновременно с документами, указанными в подпунктах 28.1 - 28.7 пункта 28, подпунктах 29.1 - 29.8 пункта 29, подпунктах 30.1 - 30.6 пункта 30 и подпунктах 31.1 - 31.5 пункта 31 Административного регламента, представляет:
родившийся на территории РСФСР и состоявший в прошлом в гражданстве СССР или родившийся на территории Российской Федерации - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства, документом, подтверждающим рождение на территории РСФСР и состояние в прошлом в гражданстве СССР, является паспорт гражданина СССР образца 1974 г., в который внесены соответствующие записи (подпункт 32.1).
Гражданка Т. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим подпункта 32.1 пункта 32 Административного регламента, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статье 15 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и препятствуют иностранному гражданину, родившемуся на территории Российской Федерации, представить в территориальный орган МВД России для получения разрешения на временное проживание без учета квоты свидетельство о рождении, выданное не на территории Российской Федерации. Полагает, что закон связывает право на выдачу разрешения на временное проживание без учета квоты с фактом рождения лица на территории Российской Федерации, а не с местом нахождения органа, зарегистрировавшего его рождение.
Как указывает административный истец, ее сын П., родившийся <...> г. на территории Российской Федерации в г. <...>, лишен права получить разрешение на временное проживание без учета квоты, поскольку свидетельство о его рождении выдано по месту постоянного жительства родителей - органом записи актов гражданского состояния Киргизской Республики. Оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают право ее ребенка законно находиться на территории Российской Федерации.
Административный истец Т. и представитель административного истца адвокат Моисеева О.Л. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представители административных ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации П., У., Министерства юстиции Российской Федерации М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения представителей административных ответчиков МВД России П., У., Минюста России М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в пункте 8 статьи 6 определяет, что порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере миграции.
Административный регламент разработан МВД России в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2017 г., регистрационный номер 49338, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 21 декабря 2017 г.
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации.
МВД России в соответствии с предоставленными ему полномочиями, конкретизируя приведенное законоположение, определило вид документа, представляемого иностранными гражданами в подтверждение факта рождения на территории Российской Федерации.
Указание на то, что представляемое в подтверждение данного факта свидетельство о рождении должно быть выдано на территории Российской Федерации, основано на требованиях Федерального закона "Об актах гражданского состояния", в силу статьи 4 которого государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").
Ссылки административного истца на статью 15 указанного Федерального закона, в соответствии с которой государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, являются несостоятельными. Данная норма Федерального закона не определяет перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 поименованного Федерального закона документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что в Российской Федерации признаются лишь те документы, выданные компетентными органами иностранных государств, которые удостоверяют акты гражданского состояния, совершенные вне пределов Российской Федерации.
Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" определяет акты гражданского состояния как действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (статья 3).
Следовательно, если событие (рождение) наступило на территории Российской Федерации, то акт гражданского состояния может быть удостоверен лишь органами записи актов гражданского состояния Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о факте регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации. Данный факт в силу пункта 2 части 2 указанной статьи является основанием для постановки на миграционный учет.
Кроме того, без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в подпункте 6.4 пункта 3 статьи 6 предусматривает выдачу разрешения на временное проживание иностранному гражданину, не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующим подпункта 32.1 пункта 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 891, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ