Решение Верховного Суда РФ от 23.08.2005 N ГКПИ05-732
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2005 г. N ГКПИ05-732
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим второго предложения абзаца второго пункта 3.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа, грузов на воздушных линиях СССР, утвержденных Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. N 19,
установил:
П. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Правил перевозки пассажиров, багажа, грузов на воздушных линиях СССР, утвержденных Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. N 19, в части пункта 3.1.1, предусматривающего, что утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и утраченные за билет деньги не возвращаются.
Как указывает П., оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают ее гражданские права, вытекающие из договора перевозки, т.к. в случае утраты билета перевозчик отказывается от исполнения договора перевозки и не возвращает уплаченные за билет деньги.
П. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель заинтересованного лица Минтранса России Ямбулатова С.Р. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормам Воздушного кодекса Российской Федерации. Приобретая авиабилет, пассажир знает, что утраченный билет не возобновляется, дубликат не выдается и уплаченные за билет деньги не возвращаются.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Минтранса России Ямбулатовой С.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению.
Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. N 19 утверждены Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР.
В силу части второй статьи 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку (статья 103 Воздушного кодекса РФ).
Пункт 3.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях во втором предложении абзаца второго устанавливает, что утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются.
Согласно части 3 статьи 136 Воздушного кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Между тем данные положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству.
В статье 307 Гражданского кодекса РФ дано определение понятия обязательства и основания его возникновения.
Заключение договора перевозки пассажира является основанием для возникновения у перевозчика обязанности перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.
Оспариваемая норма пункта 3.1.1 Правил предусматривает односторонний отказ от исполнения обязательства, принятого на себя перевозчиком, т.к. утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги пассажиру не возвращаются.
Однако Гражданский кодекс РФ в статье 310 определяет, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Воздушный кодекс РФ в статье 107 называет те случаи, когда перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, но ни Гражданский кодекс РФ, ни Воздушный кодекс РФ не предусматривают возможность перевозчику отказаться от исполнения обязанности перевезти пассажира при утрате билета.
В статье 101 Воздушного кодекса РФ названы два вида воздушных перевозок: внутренние воздушные перевозки и международные воздушные перевозки, при этом перевозчики при выполнении воздушных перевозок обоих видов обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.
Согласно статье 7 Гражданского кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, ратифицированная СССР 7 июля 1934 г. и имеющая обязательное значение для Российской Федерации, в статье 3 устанавливает, что отсутствие, неправильность и утеря билета не влияют ни на осуществление, ни на действительность договора о перевозке.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают права пассажира, вытекающие из договора воздушной перевозки, заявление П. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление П. удовлетворить: признать недействующим второе предложение абзаца второго пункта 3.1.1 Правил перевозки пассажиров, багажа, грузов на воздушных линиях СССР, утвержденных Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. N 19, со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу П. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ