Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N АКПИ18-299
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2018 г. N АКПИ18-299
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ж. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 33 Инструкции о порядке организации обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, оформления документов и выплаты страховых сумм и компенсаций, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 5 сентября 2012 г. N 58,
установил:
приказом Следственного комитета Российской Федерации от 5 сентября 2012 г. N 58 утверждена Инструкция о порядке организации обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, оформления документов и выплаты страховых сумм и компенсаций (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 2013 г., регистрационный номер 28029, опубликован (без приложений) в "Российской газете" 19 апреля 2013 г. N 86. Приложения N 1 - 12 к Инструкции, содержащие формы для заполнения, размещены на официальном сайте "Российской газеты" (www.rg.ru).
Согласно подпункту "б" пункта 33 Инструкции для производства выплат ежемесячных компенсаций в случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, представляются: заявление сотрудника либо его законного представителя на выплату ежемесячной компенсации по рекомендуемому образцу (приложение N 9); акт установления причинной связи гибели (смерти), телесных повреждений или иного вреда здоровью сотрудника Следственного комитета Российской Федерации с исполнением служебных обязанностей; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (или выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы); выписка из приказа об увольнении сотрудника или переводе его на другую должность по состоянию здоровья сотрудника; справка из пенсионного органа с указанием размера назначенной сотруднику пенсии в процентах (рублях) за период со дня ее назначения; расчет ежемесячной суммы компенсации в соответствии с положениями части 5 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"; записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях (форма по ОКУД N 0504425).
Ж. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим подпункт "б" пункта 33 Инструкции в части, устанавливающей представление копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в качестве обязательного условия для подтверждения права сотрудника на получение ежемесячной компенсации, предусмотренной частью 5 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ), ссылаясь на его противоречие названному законоположению.
В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что 1 ноября 2017 г. при освидетельствовании в Федеральном казенном учреждении "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области" у него снята инвалидность, вместе с тем выдана справка об определении утраты профессиональной трудоспособности в размере 30 процентов по имеющемуся профессиональному заболеванию. Считает, что оспариваемая норма нарушает его права и законные интересы, лишая возможности получения ежемесячных выплат, как лицу, которому в связи с исполнением служебных обязанностей причинены телесные повреждения или иной вред здоровью, исключающие возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Следственный комитет Российской Федерации указал, что Инструкция утверждена уполномоченным федеральным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях выразило позицию, что положение подпункта "б" пункта 33 Инструкции ограничивает право сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на выплату ежемесячных компенсаций в случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью.
Административный истец Ж. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, заявил о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель Следственного комитета Российской Федерации Ш. не признала административный иск.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. поддержала позицию, изложенную в письменном объяснении.
Обсудив доводы административного истца Ж., выслушав возражения представителя Следственного комитета Российской Федерации Ш., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ Следственный комитет Российской Федерации (далее - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Следственного комитета приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Следственного комитета и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц (пункт 2 части 4 статьи 13 данного закона).
Согласно подпункту 8 пункта 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 (далее - Положение), Председатель Следственного комитета издает нормативные правовые акты Следственного комитета, в том числе совместно с руководителями государственных органов, заключает соглашения, в том числе международные, межведомственного характера в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 11 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ Председатель Следственного комитета наделен полномочием по определению порядка организации обязательного государственного страхования сотрудников, оформления документов и выплаты страховых сумм и компенсаций.
Таким образом, Инструкция издана уполномоченным органом, во исполнение предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования нормативного правового акта.
Служба в Следственном комитете согласно статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с данным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными этим законом (части 1 - 3).
Сотрудники Следственного комитета подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. В случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается страховая сумма в размере, равном 36-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания (часть 1, пункт 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ).
Частью 5 статьи 36 приведенного закона также предусмотрено, что в случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.
Доводы административного истца о противоречии данному законоположению оспариваемой части подпункта "б" пункта 33 Инструкции, предусматривающей в качестве обязательного условия для получения сотрудником ежемесячной компенсации представление копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (или выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы), лишены правовых оснований.
Как следует из названной выше нормы закона право на ежемесячную компенсацию признается за сотрудником, которому причинены в связи с исполнением служебных обязанностей телесные повреждения или иной вред здоровью, исключающие возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ) профессиональная трудоспособность - это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества, а степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая. Пунктом 3 статьи 11 указанного закона предусмотрено, что порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 октября 2000 г. N 789, которым утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом (пункты 2, 3 Правил).
Пунктами 14 - 17 Правил определены четыре степени утраты профессиональной трудоспособности, выраженные в процентах: 100, от 70 до 90, от 40 до 60, от 10 до 30.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно части четвертой статьи 1 которого порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Гражданину, признанному инвалидом, согласно пункту 36 указанных правил выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Приведенными правилами (пункт 2) установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 8 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы, имеют право на страховую пенсию по инвалидности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
По смыслу части 5 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ ежемесячно выплачиваемая названным в данной норме сотрудникам компенсация определяется в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной пенсией.
Исходя из приведенных выше норм обстоятельства, исключающие возможность сотрудника в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью в случае получения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, должны быть подтверждены соответствующими документами, выдаваемыми учреждениями медико-социальной экспертизы, а упоминаемая ежемесячная выплата таким сотрудникам, утратившим возможность заниматься профессиональной деятельностью, призвана компенсировать разницу между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной пенсией.
Следовательно, оспариваемое в части нормативное положение направлено на реализацию требований приведенного федерального закона и ему не противоречит.
Доводы административного истца о незаконности прекращения ему ежемесячных выплат компенсации связаны с необходимостью установления фактических обстоятельств, относящихся к наличию или отсутствию у него соответствующего права, оценкой конкретного правоприменительного решения, которое может быть обжаловано в общем порядке и не входит в предмет настоящего административного дела.
Изложенный в письменных объяснениях Министерства юстиции Российской Федерации довод о том, что положение подпункта "б" пункта 33 Инструкции ограничивает право сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, не основан на нормах права, имеющих большую юридическую силу, которые, свою очередь, исключали бы установленное оспариваемым нормативным положением правовое регулирование.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ж. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 33 Инструкции о порядке организации обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, оформления документов и выплаты страховых сумм и компенсаций, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 5 сентября 2012 г. N 58, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО