Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 23.04.2018 N АКПИ18-95

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2018 г. N АКПИ18-95

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании частично недействующим раздела 4 формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр,

установил:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 19 февраля 2015 г. N 117/пр утверждена форма разрешения на строительство (далее также - Форма). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 9 апреля 2015 г., регистрационный номер 36782, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 апреля 2016 г.

Согласно разделу 4 Формы в разрешении указываются: краткие проектные характеристики для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; наименование объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса, в соответствии с проектной документацией; общая площадь (кв. м); площадь участка (кв. м); объем (куб. м), в том числе подземной части (куб. м); количество этажей (шт.); высота (м); количество подземных этажей (шт.); вместимость (чел.); площадь застройки (кв. м) и иные показатели.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим раздела 4 Формы в части указания кратких проектных характеристик для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, таких как количество этажей, количество подземных этажей, общая площадь объекта, строительный объем, строительный объем подземной части, высота в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), ссылаясь на его противоречие части 3 статьи 48, частям 9, 10, 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Считает, что оспариваемое нормативное положение нарушает его право на использование земельного участка.

Требование мотивировано тем, что администрацией города Сочи ему - арендатору земельного участка - отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием технико-экономических показателей проектируемого объекта индивидуального жилищного строительства (количество этажей, количество подземных этажей, общая площадь объекта, строительный объем, строительный объем подземной части, высота), необходимых для заполнения Формы. По мнению административного истца, при индивидуальном жилищном строительстве данные проектные характеристики не должны предоставляться.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Минстрой России указал, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав административного истца.

Минюст России в письменных объяснениях выразил мнение об отсутствии у административного истца обязанности заполнять оспариваемый раздел Формы.

Административный истец К. и его представитель М.Ю. в судебное заседание, о котором извещены надлежащим образом, не явились.

В судебном заседании представители Минстроя России М.Т., Ц. возражали против административного иска.

Представитель Минюста России Ч. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.

Обсудив доводы административного истца К., выслушав возражения представителей Минстроя России М.Т., Ц., объяснения представителя Минюста России Ч., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью 16 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким органом является Минстрой России (пункт 1, подпункт 5.2.4 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным федеральным органом исполнительной власти в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Требования законодательства, устанавливающего правила принятия нормативного правого акта и введения его в действие, в том числе порядок государственной регистрации и опубликования, соблюдены и не оспариваются административным истцом.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией, содержащей материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 10 статьи 1 этого кодекса под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 названной статьи.

В силу части 3 статьи 48 и пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) не требуется подготовка проектной документации и, соответственно, не проводится экспертиза в отношении проектной документации подобных объектов капитального строительства.

Частями 2 и 4 статьи 51 указанного кодекса установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6 данной статьи и другими федеральными законами.

Как следует из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заполнение формы разрешения на строительство является обязанностью уполномоченного органа, а не застройщика - гражданина или юридического лица.

Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 этой же статьи.

Если застройщик не представил правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка, данные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) запрашиваются соответствующим органом, в который подано заявление, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 9.1 статьи 51 приведенного кодекса).

При этом частью 10 статьи 51 Кодекса установлен запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в законе.

Утвержденная Минстроем России Форма, включая оспариваемый раздел 4, в соответствии с требованиями упоминаемого кодекса заполняется уполномоченным органом, выдающим разрешение на строительство. У граждан и юридических лиц, являющихся застройщиками и обратившихся за получением разрешения на строительство, отсутствует обязанность ее заполнения.

При изложенных обстоятельствах содержание раздела 4 Формы не может нарушать право административного истца на использование земельного участка или аналогичные права иных лиц (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков), предусмотренные статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам административного истца оспариваемый раздел Формы не содержит предписаний, противоречащих части 3 статьи 48, частям 9, 10, 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемое нормативное положение соответствует требованию правовой определенности, по своему содержанию не допускает неоднозначного толкования, а основанные на нем правоприменительные решения и действия различных органов и должностных лиц, с которыми административный истец, как следует из его заявления, не согласен, могут быть оспорены в общем порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующим раздела 4 формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 117/пр, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Другие документы по теме
"Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов"
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов радиаторов для центрального отопления, а также в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2016 г. N 36"
"О внесении изменения в дополнительное примечание Евразийского экономического союза 1 к группе 96 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза"
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378"
Ошибка на сайте