Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 29.11.2017 N АКПИ17-824

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 ноября 2017 г. N АКПИ17-824

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Х.Д., Н., С.Г., Х.М. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 272 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический",

установил:

согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 272 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" местоположение границ территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" определяется по границе кадастрового квартала <...>, в пределах которого создается указанная территория (далее - Постановление).

Граждане Х.Д., Н., С.Г., Х.М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующим пункта 2 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту 3 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права административных истцов на предоставление земельных участков в собственность.

Как указывают административные истцы, они являются участниками некоммерческой организации - дачного потребительского кооператива "Океан", созданного в целях ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Владеют земельными участками с кадастровыми номерами <...>, находящимися в границах кадастрового квартала <...>, на территории которого была создана территория опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический". Обращались в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края (далее - Администрация) с просьбой предоставить земельные участки, которыми они владеют, в собственность, но Администрация со ссылкой на Постановление в части нахождения участков в границах указанного кадастрового квартала отложила рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков, а повторные обращения оставила без ответа.

Административные истцы Х.Д., Н., С.Г., Х.М. и их представитель по доверенности Д. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (поручение от 21 сентября 2017 г. N ЮТ-П16-6232).

Представитель Правительства Российской Федерации С.О. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации С.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Территория опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа (часть 1 статьи 3).

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленных ему федеральным законодателем полномочий издало 7 марта 2017 г. постановление N 272 о создании на территории Партизанского муниципального района Приморского края территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический", определено ее местоположение границ которого определяется по границе кадастрового квартала <...>.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 13 марта 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 марта 2017 г., N 12.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего, что постановление Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития должно предусматривать перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности; минимальный объем капитальных вложений резидентов; положение о применении или неприменении на территории таможенной процедуры свободной таможенной зоны; описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития (часть 2 статьи 3).

Согласно части 3 статьи 9 названного Федерального закона в границы территории опережающего социально-экономического развития допускается включать земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Следовательно, включение земельных участков, расположенных в дачно-потребительском кооперативе, в границы территории опережающего социально-экономического развития не противоречит положениям названного Федерального закона.

Доводы административных истцов о противоречии пункта 2 Постановления нормам Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа согласно пункту 3 статьи 39.6 данного Кодекса осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования данной некоммерческой организации. Оспариваемые положения нормативного правового акта указанные отношения не регулируют.

По существу административные истцы не согласны с бездействием Администрации по передаче им в собственность спорных земельных участков. Между тем проверка законности такого бездействия не входит в предмет судебного контроля по настоящему административному делу, оно может быть оспорено административными истцами в установленном законом порядке.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений Х.Д., Н., С.Г., Х.М. о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 272 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 8(17) "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 15 и 22 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288>
Ошибка на сайте