Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 10.05.2011 N ГКПИ11-384

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 мая 2011 г. N ГКПИ11-384

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующими пунктов 43, 133 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950, и последнего абзаца Приложения N 2 к данным Правилам,

установил:

Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950 по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - Правила). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 декабря 2005 г., регистрационный N 7246, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 19 декабря 2005 г., N 51.

Согласно пункту 43 Правил бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.

В соответствии с пунктом 133 Правил на прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только медицинским работником. Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника ИВС, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается.

Правилами установлен перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (Приложение N 2). Согласно последнему абзацу Приложения N 2 предметы и вещи, не предусмотренные данным Перечнем, являются запрещенными.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 43, 133 Правил и последнего абзаца Приложения N 2 к данным Правилам по тем основаниям, что оспариваемые положения Правил нарушают права осужденных, содержащихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

В обоснование заявленных требований указал, что пункт 43 Правил, предусматривающий выдачу подозреваемым и обвиняемым бритвенных принадлежностей с разрешения начальника ИВС и пользование этими приборами под контролем сотрудников ИВС, противоречит части третьей статьи 23, части четвертой статьи 25 и части второй статьи 36 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (ред. от 21 апреля 2011 г.) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон); пункт 133 Правил в части, устанавливающей, что на прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере, освобождение от прогулки дается только медицинским работником, противоречит пункту 11 статьи 17 и статье 36 Федерального закона; последний абзац Приложения N 2 к данным Правилам в части распространения данной нормы на осужденных, содержащихся в изоляторах временного содержания, противоречит части 4 статьи 10 УИК РФ, Европейским пенитенциарным правилам (2006 г.).

Заявитель о дне слушания дела извещен в установленном порядке.

Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении заявления П.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К., представители Министерства внутренних дел Российской Федерации М., Б., Г.В. возражали против доводов заявителя, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Правил соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права подозреваемых и обвиняемых.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми устанавливается порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых (пункты 4, 14 части второй).

Во исполнение указанных нормативных правовых положений Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены оспариваемые Правила.

Согласно статье 15 Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут предусмотренную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Пунктом 2 части первой статьи 17 Федерального закона закреплено право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность в местах содержания под стражей. В силу этого начальник и сотрудники ИВС несут персональную ответственность за жизнь и здоровье подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС (статья 19).

Подозреваемые и обвиняемые в силу статьи 36 Федерального закона обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный названным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка (пункт 1 части первой); подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью четвертой статьи 25 данного Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими (часть вторая).

Частью четвертой статьи 25 Федерального закона запрещена передача подозреваемым и обвиняемым предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей.

Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету устанавливается Правилами (часть третья статьи 16 Федерального закона).

Поскольку в утвержденном Правилами Перечне отсутствуют бритвенные принадлежности, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС не вправе иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету бритвенные принадлежности.

Вместе с тем согласно части третьей статьи 23 Федерального закона подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств бесплатно выдаются индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин)).

Установленный пунктом 43 Правил порядок выдачи бритвенных принадлежностей с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю и пользования этими приборами под контролем сотрудников ИВС не противоречит приведенным нормам Федерального закона и не ограничивает право подозреваемых и обвиняемых на проведение ими процедур личной гигиены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время" предусмотрено обеспечение подозреваемых и обвиняемых одноразовыми бритвами.

Пунктом 11 статьи 17 Федерального закона предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Оспариваемым заявителем пунктом 133 Правил право подозреваемого и обвиняемого пользоваться прогулкой не ограничивается.

Довод заявителя о том, что право пользоваться ежедневной прогулкой должно выражаться в свободе его использования подозреваемыми и обвиняемыми, включая отказ идти на прогулку, является несостоятельным.

Реализуя право подозреваемых и обвиняемых на прогулку, администрация следственного изолятора одновременно исполняет императивную норму о проведении ежедневных прогулок. Право пользоваться ежедневной прогулкой обусловлено требованием обеспечения режима в местах содержания под стражей, возложенным на администрацию, которая несет установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статьи 15, 16 Федерального закона).

Кроме того, пункт 134 Правил предусматривает право на досрочное прекращение прогулки. В частности, подозреваемые или обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения начальника ИВС или дежурного ИВС, а указанное должностное лицо принимает решение по существу просьбы.

Суд не может согласиться с доводами заявления о незаконности последнего абзаца Приложения N 2 к Правилам.

Федеральный закон не устанавливает перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, т.е. разрешенных к использованию, предоставив это право Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Перечисление в Приложении N 2 конкретных наименований и количества вещей, предметов и продуктов питания по своему смыслу предполагает, что иные вещи и предметы, кроме перечисленных, не могут находиться у подозреваемых и обвиняемых, храниться ими, быть получены в посылках, передачах и приобретены по безналичному расчету.

При таких обстоятельствах указание в последнем абзаце Приложения N 2 на то, что предметы и вещи, не предусмотренные указанным Перечнем, являются запрещенными, статье 16 Федерального закона не противоречит.

Довод заявителя о незаконности распространения последнего абзаца Приложения N 2 на осужденных, содержащихся в изоляторах временного содержания, суд считает необоснованным.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания на срок не более чем на десять суток в течение месяца (части первая, вторая статьи 9, статья 13 Федерального закона).

В силу статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (часть 3).

Таким образом, если осужденный содержится в изоляторе временного содержания в качестве подозреваемого или обвиняемого, порядок его содержания будет определяться Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним Правилами.

Довод заявителя о противоречии последнего абзаца Приложения N 2 статьям 10 и 82 УИК РФ, закрепляющим основы правового положения осужденных и определяющим режим в исправительных учреждениях и его основные требования, суд считает необоснованным, поскольку изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел не предназначены для отбывания осужденными конкретного вида наказания, исходя из которого в силу части 4 статьи 10 УИК РФ устанавливаются права и обязанности осужденных.

Незаконное содержание в ИВС, на что ссылается заявитель, также не может служить основанием к признанию оспариваемого нормативного правового положения противоречащим требованиям закона, поскольку в случае его неправильного применения отдельными должностными лицами, заявитель не лишен возможности обратиться за защитой своего нарушенного права в соответствующий суд.

Несостоятельной является и ссылка заявителя на рекомендации Комитета министров государствам - участникам Совета Европы о Европейских тюремных правилах (Rec (2006)2), принятые 11 января 2006 г. на 952-й встрече заместителей министров, поскольку они носят рекомендательный характер, пункты 101, 103-1 указанных Правил не нашли своего закрепления в нормах национального законодательства.

Учитывая, что оспариваемый Приказ издан в пределах предоставленных Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочий, пункты 43, 133 Правил и последний абзац Приложения N 2 к данным Правилам не противоречат федеральному законодательству и нормам международного права, прав и свобод заявителя на нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления П. о признании частично недействующими пунктов 43, 133 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. N 950, и последнего абзаца Приложения N 2 к данным Правилам отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
(утв. решением Совета директоров Банка России от 02.04.2013, протокол N 6)
(ред. от 09.08.2016) "Вопросы замещения должностей в Евразийской экономической комиссии" (вместе с "Положением о конкурсной комиссии по отбору кандидатов на замещение должностей должностных лиц в департаментах Евразийской экономической комиссии", "Порядком заключения трудового договора (контракта), его продления и основания для его расторжения в Евразийской экономической комиссии", "Квалификационными требованиями к кандидатам на замещение должностей должностных лиц и сотрудников Евразийской экономической комиссии")
<О признании незаконным (недействительным) абзаца 2 пункта 3.1 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД РФ от 23.03.1993 N 130>
"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении морских судов-трубоукладчиков"
Ошибка на сайте