Решение Верховного Суда РФ от 21.10.2013 N АКПИ13-804
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. N АКПИ13-804
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 909,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 909 утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, в том числе в Правила (далее - Изменения). Нормативный правовой акт официально опубликован в издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 2011 г., N 47.
Подпунктом "б" пункта 3 Изменений пункт 13 Правил изложен в редакции, предусматривающей, что социальная выплата (жилищная субсидия, субсидия) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) этих Правил, норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
П. оспорила в Верховном Суде Российской Федерации приведенную норму в части исчисления расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Считает эту норму в указанной части противоречащей пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации в той мере, в которой она не позволяет органу государственной власти и органам местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечить реальные условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Ссылается на то, что в 1998 году, являясь сотрудником отряда Федеральной службы по г. Москве, стала участником подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, размер которой на тот период времени в соответствии с пунктом 13 Правил рассчитывался исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации. Внесенные в указанный пункт изменения ухудшают ее социальное положение и препятствуют реализовать жилищное право на покупку жилья в г. Москве, так как требуется дополнительное существенное вложение денежных средств. Просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.
Министерство регионального развития Российской Федерации, действующее на основании поручения от 5 августа 2013 г. от имени Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях указало, что Правила приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции, в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права заявителя.
Обсудив доводы П., выслушав возражения представителя заинтересованного лица Б., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 13 Правил в предыдущей редакции предусматривалось, что расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Данная норма была конкретизирована в пункте 15 Правил, который предусматривал, что при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 этих Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации; при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 этих Правил, учитываются средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином - участником подпрограммы для постоянного проживания (регионе вселения), и норматив предоставления жилищных субсидий, установленный статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
П. как военнослужащая относится к категории граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил, и с учетом взаимосвязанных положений пунктов 13 и 15 Правил со дня дачи согласия на участие в подпрограмме приобрела право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения, при расчете размера которой учитывается средняя стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, определяемая в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Изменения, внесенные подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации, сохранили существующий порядок расчета размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 Правил, в связи с чем не затрагивают права указанной категории граждан.
Постановление от 3 ноября 2011 г. N 909 издано Правительством Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Названными федеральными законами изменен механизм расчета размера жилищной субсидии для граждан, относящихся к категории участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 Правил, установлено, что расчет производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии.
Правительство привело свои постановления в соответствие с этими законодательными актами, внесло корреспондирующие им изменения, в частности во взаимосвязанные пункты 13 и 15 Правил, что не повлияло на право заявителя на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере, определяемом исходя из условий расчета, установленных при даче ею согласия на участие в подпрограмме.
Ссылка на противоречие Изменений в оспариваемой части пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, носящему порученческий характер, адресованному органам государственной власти и органам местного самоуправления, предписывающему им в пределах своих полномочий при обеспечении условий для осуществления гражданами права на жилище использовать бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, лишена правовых оснований.
Довод заявителя о том, что размер предоставленной жилищной субсидии не позволяет приобрести жилое помещение в г. Москве, где рыночные цены выше установленной средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, необоснован. Оказание государством помощи гражданам в рамках реализации государственной целевой программы "Жилище" не предполагает полную компенсацию расходов граждан на приобретение ими жилья. Гражданин, реализуя государственный жилищный сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и места расположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием собственных или кредитных денежных средств.
Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение основано на нормах федерального закона и не противоречит им, прав и свобод заявителя не нарушает. Оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления П. о признании недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 909, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ