Решение Верховного Суда РФ от 30.07.2004 N ГКПИ04-945
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2004 г. N ГКПИ04-945
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании частично недействующим абзаца 4 пункта 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69,
установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим абзаца 4 пункта 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (далее - Инструкция), в части слов "...и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
В заявлении указано, что оспариваемое предписание Инструкции нарушает право инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий (далее - инвалиды войны) на льготы, предусмотренные действующим законодательством, поскольку ограничивает круг предоставляемых льгот перечнем, содержащимся в статье 14 Федерального закона "О ветеранах". Между тем указанные лица имеют право на льготы, установленные и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании М. поддержал свое заявление и пояснил, что он является инвалидом военной службы и на него распространяются льготы, предоставляемые инвалидам войны. Кроме льгот, предусмотренных статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", он также имеет право на льготы, установленные другими федеральными законами, в частности статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Однако Инструкция в оспариваемой части предписывает указывать в удостоверении инвалида о праве на льготы лишь ссылку на статью 14 Федерального закона "О ветеранах". В результате этого он лишен возможности пользоваться иными льготами, предусмотренными для инвалидов войны.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Жук С.Е. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Савельева Ю.А. требование заявителя не признали и просили суд оставить его без удовлетворения.
Выслушав объяснения заявителя и представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2.15 Инструкции предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются в следующем порядке:
Инвалидам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения инвалида Отечественной войны, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.
Инвалидам боевых действий из числа лиц, указанных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения инвалида о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании справок учреждений медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности.
В удостоверении производится отметка о группе инвалидности и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
С доводами представителей заинтересованных лиц о соответствии абзаца 4 пункта 2.15 Инструкции закону суд согласиться не может, поскольку Федеральный закон "О ветеранах" (далее - Закон), предоставив инвалидам военной службы права и льготы инвалидов войны, не ограничил объем этих прав и льгот лишь перечнем, приведенным в статье 14 данного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 - 23 данного Федерального закона. При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Действующее законодательство устанавливает для инвалидов войны ряд льгот, которые не перечислены в статье 14 Закона.
Так, например, статьей 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209, установлено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов по оплате коммунальных услуг. Приведенные льготы не содержатся в статье 14 Закона. Поскольку, распространив в силу пункта 3 статьи 14 Закона на инвалидов военной службы льготы, предоставляемые инвалидам войны, законодатель не ограничил их перечнем, содержащимся в статье 14 Закона, Министерство труда и социального развития Российской Федерации не вправе было устанавливать в Инструкции предписание о том, что в удостоверении инвалида о праве на льготы производится отметка о праве на льготы, установленные лишь статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Тем самым Минтруд России фактически ограничил права граждан, указанных в пункте 3 статьи 14 Закона, на пользование льготами инвалидов войны, предусмотренными другими законами и иными нормативными правовыми актами (а также льготами, которые могут быть предусмотрены для инвалидов войны в будущем).
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая решение об удовлетворении требования заявителя, суд также учитывает, что Минтруд России включил в оспариваемую Инструкцию норму, аналогичную той, которая содержалась в прежней Инструкции "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 26 июля 1995 г., и была признана незаконной решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 1998 г.
В силу части 4 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
С учетом вышеизложенного оспариваемое предписание Инструкции подлежит признанию не действующим с момента принятия.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление М. удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия абзац 4 пункта 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, в части слов "...и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.