Решение Верховного Суда РФ от 19.11.2009 N ГКПИ09-1351
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1351
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коми правозащитной организации "Мемориал" о признании частично недействующими пунктов 30, 31, 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 утверждено Положение о воинском учете (далее - Положение). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 4 декабря 2006 г., N 49 (II ч.), статья 5220, "Российской газете", N 274, 6 декабря 2006 г.
Разделом II Положения установлен порядок осуществления воинского учета в организациях. Пунктами 30, 31, 32 данного раздела определены обязанности организаций и их должностных лиц, а также работников, осуществляющих воинский учет.
Коми правозащитная организация "Мемориал" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 30, 31, 32 Положения в той мере, в какой они устанавливают обязанности общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридических лиц и работников таких общественных объединений.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют Федеральному закону от 28 марта 1999 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который не устанавливает обязанность организаций запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета, Трудовому кодексу РФ, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), Протоколу N 1 (подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.).
В обоснование заявленного требования указал, что на имя председателя правления организации поступило письмо военного комиссариата г. Сыктывкар и Сыктывдинского района, в котором содержалось предписание представить в 2-недельный срок сведения о гражданах, работающих в организации, состоящих на воинском учете по месту жительства, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете в военном комиссариате г. Сыктывкар и Сыктывдинского района. Дополнительно было предложено предоставить информацию о штатном расписании (количество работающих граждан), а также данные о работнике, на которого возложены обязанности по ведению воинского учета граждан в организации.
В судебном заседании представитель Коми правозащитной организации "Мемориал" М.Э. поддержал заявленные требования и пояснил, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительство Российской Федерации проигнорировало требования Федерального закона от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и не учло, установленное в статье 15 данного Закона право любого общественного объединения свободно определять свою внутреннюю структуру, цели, формы и методы своей деятельности, также статьи 17, согласно которой вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Каких-либо ссылок на законодательство о воинском учете в данном Законе нет, в связи с чем, по их мнению, у общественных объединений и их должностных лиц нет обязанностей связанных с воинским учетом, выходящих за рамки требований, прямо установленных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение 14 октября 2009 г. N СИ-П4-583).
В суде представители заинтересованного лица М.О., О., Н. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения соответствуют требованиям Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Постановление издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов должностных лиц и членов общественных организаций.
Выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Статьей 8 данного Закона установлено, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 1.1); порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется данным Федеральным законом и Положением о воинском учете (пункт 6).
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области осуществляется Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ.
Правительство Российской Федерации согласно статье 6 указанного Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий; разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки.
Во исполнение указанных нормативных правовых положений Правительство Российской Федерации Постановлением от 27 ноября 2006 г. N 719 утвердило Положение о воинском учете.
В силу статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что организации независимо от форм собственности обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять воинский учет работников, а также исполнение гражданами воинской обязанности.
В связи с чем несостоятельным является довод заявителя о противоречии вышеуказанному федеральному законодательству пунктов 30, 31, 32 Положения, устанавливающих для общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридических лиц и работников таких общественных объединений обязанности по осуществлению воинского учета работников.
Соответствуют федеральному законодательству и нормативно-правовые положения, содержащиеся в пунктах 30, 31, 32 Положения.
Статьей 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлены обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, в частности руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий; обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ организации обязаны: оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части; создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию; предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (статья 65 Трудового кодекса РФ).
Документы воинского учета согласно статье 8 пункта 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ должны содержать следующие сведения о гражданине: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место жительства и место пребывания; семейное положение; образование; место работы; годность к военной службе по состоянию здоровья; профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; основные антропометрические данные; прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы; прохождение военных сборов; владение иностранными языками; наличие военно-учетных и гражданских специальностей; наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; наличие судимости; бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Воинский учет граждан в организациях в соответствии с пунктом 27 Положения осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке.
Довод заявителя о том, что федеральное законодательство не устанавливает обязанность организаций запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета, является несостоятельным, поскольку из вышеуказанных норм федерального закона следует, что устанавливать данные сведения является прямой обязанностью организации независимо от форм собственности.
Также суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что принимая оспариваемое Положение, Правительство Российской Федерации, не приняло во внимание требования статей 15 и 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которым общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом; деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности; общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности; вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В данном случае, принимая оспариваемое Постановление, Правительство Российской Федерации, не вторглось в пределы деятельности общественных объединений, а определило обязанности, предусмотренные федеральным законодательством в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемых положений статьям 8, 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции; свободно выражать свое мнение; свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Указанные международные нормы наряду с установлением прав человека и основных свобод допускают установление и ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц, в том числе с учетом конституционных принципов в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, пункты 30, 31, 32 Положения не противоречит федеральному законодательству и нормам международного права, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Коми правозащитной организации "Мемориал" о признании частично недействующими пунктов 30, 31, 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА