Решение Верховного Суда РФ от 06.04.2011 N ГКПИ11-179
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2011 г. N ГКПИ11-179
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующим пункта 4.4 Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Федеральной службы судебных приставов от 8 декабря 2006 г. N 157,
установил:
Приказом Федеральной службы судебных приставов от 8 декабря 2006 г. N 157, зарегистрированным 10 января 2007 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный N 8724, утверждено Положение о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов (далее - Положение). Пунктами 4.1 - 4.5 раздела IV Положения регулируется порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы.
Ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность федеральной государственной гражданской службы, при перемещении на другую должность и в других случаях с учетом занимаемой должности и в пределах выделенного на эти цели фонда оплаты труда в следующих размерах: по высшей группе должностей гражданской службы - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада; по главной группе должностей гражданской службы - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада; по ведущей группе должностей гражданской службы - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада; по старшей группе должностей гражданской службы - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада; по младшей группе должностей гражданской службы - в размере до 60 процентов должностного оклада (пункт 4.1). При принятии решения об установлении работнику конкретного размера ежемесячной надбавки учитываются: компетентность федеральных государственных гражданских служащих в принятии управленческих решений, ответственность в работе, уровень исполнительской дисциплины; качественное исполнение функциональных обязанностей федеральным государственным гражданским служащим, в том числе в особых условиях (сложность, важность, срочность, ненормированный служебный день и др.); наличие у федерального государственного гражданского служащего государственных и ведомственных наград, почетного звания, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в работе (пункт 4.3). По решению директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации, руководителей территориальных органов ФССП России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации работнику может быть снижен ранее установленный размер ежемесячной надбавки при невыполнении критериев ее установления (пункт 4.4).
И., проходящий государственную службу в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 4.4 Положения недействующим по мотивам его противоречия статьям 50, 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", которые не предусматривают возможность уменьшения или прекращения выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в зависимости от снижения государственным гражданским служащим результативности служебной деятельности, нарушений служебной дисциплины. В заявлении указано, что на основании оспариваемого предписания И. была снижена надбавка за особые условия гражданской службы с 90 до 80 процентов должностного оклада, в связи с чем нарушено его право на получение денежного содержания в установленном размере.
Заявитель о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Федеральной службы судебных приставов С.Е., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ф. заявленное требование не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что руководитель федерального органа исполнительной власти вправе устанавливать государственным гражданским служащим конкретный размер надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы ежемесячно, при этом действующее законодательство не обязывает выплачивать эту надбавку каждый месяц в одном и том же размере, если это не предусмотрено служебным контрактом с государственным гражданским служащим.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Согласно статье 50 Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), к которым относится и ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов должностного оклада (части 2, 5).
В силу частей 3 и 7 названной статьи размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, а порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, а также предусмотрено, что конкретные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы по соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы и порядок выплаты этой надбавки определяются руководителем федерального государственного органа или его аппарата, либо лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, либо представителем указанного руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени Российской Федерации (пункты 1, 6).
Как следует из пунктов 1, 9 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316, указанная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; Службу возглавляет ее директор - главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм видно, что директор Федеральной службы судебных приставов имел полномочия на установление порядка выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы федеральным гражданским служащим данной Службы.
Довод заявителя о том, что Федеральный закон и Указ Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" не предусматривают возможность уменьшения ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в связи со снижением государственным гражданским служащим результативности служебной деятельности, основанием для признания оспариваемого предписания недействующим служить не может, поскольку, как выше отмечено, данные нормативные правовые акты порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы не регламентируют. В зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего размер этой надбавки, являющейся не только средством материального обеспечения гражданского служащего, но и средством стимулирования его профессиональной служебной деятельности, может быть изменен (увеличен или уменьшен) в пределах, предусмотренных для соответствующей группы должностей, в целях материального стимулирования квалифицированной, компетентной, ответственной и инициативной работы государственных гражданских служащих. Такое изменение размера ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что пункт 4.4 Положения позволяет принимать решения о прекращении выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы за нарушения государственными гражданскими служащими служебной дисциплины, поскольку указанное предписание в нем отсутствует.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
И. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ