Решение Верховного Суда РФ от 08.10.2008 N ГКПИ08-1647
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2008 г. N ГКПИ08-1647
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Вэб Медиа Сервисез" о признании недействующим пункта 15 Требований к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 6 декабря 2005 года N 137,
установил:
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 6 декабря 2005 г. N 137 утверждены изложенные в Приложении N 2 к этому Приказу Требования к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа (далее - Требования).
ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" - оператор универсального обслуживания, оказывающий универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа (далее - ПКД), обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 15 Требований, устанавливающего, что средства электропитания в течение не менее 24-х часов непрерывной работы ПКД обеспечивают автономное электропитание средств связи ПКД, а также средств связи, выполняющих функцию систем передачи, с помощью которых организуется линия связи, соединяющая ПКД с узлом связи сети связи.
Заявитель мотивирует свое требование тем, что условия оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа регулируются Правилами оказания универсальных услуг связи, Правилами оказания услуг связи по передаче данных и Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации, соответственно, от 21 апреля 2005 г. N 241, от 23 января 2006 г. N 32, от 10 сентября 2007 г. N 575, которые не содержат требований, касающихся электроснабжения средств связи; структура и система электроснабжения сооружений связи (пунктов коллективного доступа) регламентируется Правилами устройства электроустановок, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации (Приказ от 8 июля 2002 г. N 204), наделенным компетенцией осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере, в соответствии с этими Правилами средства электроснабжения пунктов коллективного доступа относятся к электроприемникам III категории, для которых электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента электроснабжения, не превышают 1 сутки; средства электроснабжения пунктов коллективного доступа ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" обеспечивают соблюдение требований, установленных Правилами устройства электроустановок, оспариваемая норма не соответствует этим Правилам и Правилам оказания универсальных услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 241, и нарушает его права оператора универсального обслуживания.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в своих возражениях указало на то, что Приказ от 6 декабря 2005 г. N 137 издан федеральным органом исполнительной власти в области связи в рамках предоставленных ему полномочий, оспариваемый заявителем пункт устанавливает требования исключительно к устойчивому функционированию средств связи в части обеспечения непрерывной работы пунктов коллективного доступа и не касается требований к средствам электроснабжения, права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" И.В. Ильченко, Л.В. Борисенко, поддержавших доводы заявления, возражения представителей Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М.В. Кручининой, О.В. Кузнецова, Т.А. Моисеевой, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.А. Кротова, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 29 апреля 2008 г.) федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в области связи, определяет порядок взаимодействия сетей электросвязи, устанавливает требования к их построению, управлению или нумерации, применяемым средствами связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, обязательные для операторов связи (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 21, пункт 3 статьи 26, пункт 1 статьи 46).
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, утвердившее Приказом от 6 декабря 2005 г. N 137 оспариваемые заявителем Требования (Приложение N 2), согласно пунктам 1, 5.2 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 г. N 311, являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, принимало нормативные правовые акты, устанавливающие требования к построению сетей связи, оказанию услуг связи, в том числе универсальных.
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 декабря 2005 г., регистрационный номер 7268, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 19 декабря 2005 г., N 31, в "Российской газете" 31 декабря 2005 г., N 297.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющее те же функции.
В оспариваемом заявителем пункте федеральный орган исполнительной власти в области связи, реализуя предоставленные ему полномочия, установил требования к устойчивому функционированию средств связи, предусмотрев, что средства электропитания в течение не менее 24-х часов непрерывной работы ПКД обеспечивают автономное электропитание средств связи ПКД.
Средства электропитания, исходя из положений пунктов 24, 28 статьи 2 Федерального закона "О связи", являются составной частью сетей связи, относятся к техническим средствам, используемым при обеспечении функционирования сетей связи. Следовательно, предусмотренные пунктом 15 требования, непосредственно направленные на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, установлены компетентным нормотворческим органом. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым были бы установлены иные требования, касающиеся электропитания средств связи пунктов коллективного доступа, не имеется.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о несоответствии оспариваемой нормы Правилам оказания универсальных услуг связи, Правилам оказания услуг связи по передаче данных и Правилам оказания телематических услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации, которые имеют иной предмет правового регулирования.
Названные Правила изданы на основании статей 44, 57 Федерального закона "О связи" и регламентируют отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи, с другой стороны, при заключении и исполнении договора об оказании соответствующих услуг связи. В Правилах отсутствуют нормы, регулирующие электроснабжение средств связи, не содержится никаких требований к устойчивому функционированию средств связи в части обеспечения непрерывной работы пунктов коллективного доступа. Вместе с тем в них закреплена обязанность оператора связи обеспечить абоненту и (или) пользователю возможность пользования соответствующими услугами связи 24 часа в сутки (пункт 7 Правил оказания услуг связи по передаче данных, пункт 7 Правил оказания телематических услуг связи), что полностью согласуется с пунктом 15 Требований.
Этот пункт не устанавливает никаких требований к средствам электроснабжения, их устройству и установке, в связи с чем довод заявителя о вторжении в сферу правового регулирования иного федерального органа исполнительной власти (Министерства энергетики Российской Федерации) не соответствует действительности. Такие требования содержатся в Правилах устройства электроустановок, утвержденных названным министерством, которые не затрагивают вопросы, касающиеся обеспечения средств связи электропитанием и продолжительности их непрерывной работы.
Требование, содержащееся в оспариваемой заявителем правовой норме, установлено в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти в области связи, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Вэб Медиа Сервисез" о признании недействующим пункта 15 Требований к построению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлении доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 6 декабря 2005 года N 137, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ