Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 07.02.2001 N ГКПИ00-1370

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2001 г. N ГКПИ 00-1370

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" о признании незаконными пунктов 1 и 2 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 (далее Порядок),

установил:

общественная организация "Гражданское содействие" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что Правительство Российской Федерации при утверждении оспариваемого Порядка вышло за пределы своей компетенции и нарушило принцип равенства всех перед законом.

В судебном заседании представители заявителя Петросян М.Е. и Ганушкина С.А. заявленное требование уточнили и просили только об исключении из п. 2 Порядка слов: "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы" как противоречащих содержанию Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 и нарушающих права граждан на получение компенсации за утраченные жилье и имущество.

Представитель Правительства Российской Федерации Туляков В.В. с указанным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом о том, что Правительство Российской Федерации при утверждении оспариваемого Порядка действовало в пределах своей компетенции и указанные слова в его пункте 2 не ограничивают прав граждан на получение компенсации за утраченные жилье и имущество.

В том случае, если вынужденные переселенцы, покинувшие Чеченскую Республику в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., не встали на учет в территориальном органе миграционной службы в этот же период по уважительным причинам, они вправе обратиться в суд с требованием об установлении такого факта.

На основании вступившего в законную силу решения суда об этом необходимая компенсация будет выплачена.

При удовлетворении требования заявителя, по его мнению, может значительно возрасти количество лиц, претендующих на компенсацию, что повлияет на сроки выплаты компенсации уже состоящим на учете гражданам.

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявленное требование в уточненном виде удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" предусмотрено оказание единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям погибших - в размере 200-кратной минимальной оплаты труда при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, лицам, которым причинен материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье, предусмотрено осуществление компенсационных выплат.

Как установлено судом, в связи с данным Указом Президента Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 был утвержден "Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", в п. 2 которого указано, что право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской Республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и (или) личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики.

По утверждению представителей заявителя, содержащееся в указанном пункте Порядка требование о необходимости постановки на учет в территориальном органе миграционной службы для получения компенсации противоречит Указу Президента Российской Федерации и ограничивает, по сравнению с ним, круг лиц, имеющих право на ее получение.

Это утверждение представителей заявителя материалами дела не опровергнуто.

Того обстоятельства, что выплата компенсации лицам, утратившим жилье и имущество в Чеченской Республике, поставлена в зависимость от их своевременной постановки на учет в органах миграционной службы, не отрицал в судебном заседании и представитель Правительства Российской Федерации.

При таких данных, по мнению суда, пункт 2 порядка в части слов: "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы" как не соответствующий Указу Президента Российской Федерации не может быть признан правомерным и подлежит в этой части признанию недействующим.

Довод представителя Правительства Российской Федерации Тулякова В.В. о том, что утвержденный Правительством Российской Федерации Порядок полностью соответствует Указу Президента Российской Федерации по этому вопросу, не может быть признан обоснованным, поскольку данным Указом предусмотрено право лиц, утративших жилье и имущество в Чеченской Республике в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., на получение компенсации независимо от каких-либо других обстоятельств, в том числе и времени постановки на учет в территориальном органе миграционной службы.

Содержащееся в п. 2 оспариваемого Порядка требование о необходимости для получения такой компенсации постановки в этот же период на учет в органах миграционной службы фактически ставит в зависимость ее получение от обстоятельства, не предусмотренного названным выше Указом Президента, и, кроме того, нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку одни граждане будут иметь право на получение компенсации за утраченные жилье и имущество, а другие при тех условиях будут лишены этого права только потому, что несвоевременно встали на учет, что нельзя признать правильным. Суд при этом принимает во внимание также и то обстоятельство, что о необходимости постановки на учет, как одного из условий получения компенсации, было указано только в оспариваемом Порядке, утвержденном уже после истечения указанных в нем сроков постановки на учет.

Из этого следует, что гражданам, утратившим жилье и имущество в Чеченской Республике в указанный период, фактически не было известно о необходимости соблюдения этого условия для получения компенсационных выплат, а поэтому невыполнение этого условия отдельными гражданами не может быть поставлено им в вину при решении вопроса о выплате компенсации.

Ссылка представителя заинтересованного лица при этом на положения Закона "О вынужденных переселенцах", предусматривавшие необходимость регистрации переселенцев в органах миграционной службы, также не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с данным Законом граждане обязаны были зарегистрироваться лишь в связи с получением ими статуса вынужденного переселенца.

Для получения же компенсации за утраченные жилье и имущество признания статуса вынужденного переселенца не требуется, в связи с чем положения названного выше Закона к рассматриваемому по настоящему делу вопросу отношения не имеют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" в уточненном виде удовлетворить.

Исключить из пункта 2 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510, слова: "и вставшие на учет в территориальном органе миграционной службы" и признать данный пункт в этой части недействующим.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Другие документы по теме
"О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца третьего пункта 1 Указа Президента РФ от 11.01.1993 N 11 "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации">
"О внесении изменений в раздел 19 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)"
(ред. от 01.09.2015) "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011)"
Ошибка на сайте