Решение Верховного Суда РФ от 08.10.2001 N ГКПИ2001-1462
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1462
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Пойм Игоря Геннадьевича о признании не основанными на законе пунктов 2.2, 4.2, 4.4 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров, утвержденного Приказом ГТК России от 9 декабря 1993 г. N 525,
установил:
Пойм И.Г. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании не основанными на законе п. 2.2 и п. 4.2 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров, утвержденного Приказом ГТК России от 9 декабря 1993 г. N 525, в части возложения на граждан обязанности установления (подтверждения) идентичности товаров способом, не вызывающим сомнения у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности. Возложение обязанности доказывания указанных обстоятельств на физических лиц. По обязанности предоставления иных документов. Без определения их характера. В судебном заседании Пойм И.Г. дополнил свои требования и просил признать не основанным на законе также п. 4.4 Положения. По мнению заявителя, оспариваемый нормативный акт ГТК России искажает действующее законодательство. Положения Приказа понимаются по-разному сотрудниками таможни, и его необоснованно привлекли к административной ответственности, в результате чего он вынужден был обратиться в суд.
Представители заинтересованных лиц ГТК России Наумов А.А., Пирога С.Н., Извеков К.Б., Минюста России Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что положения оспариваемого нормативного акта соответствуют законодательству Российской Федерации, приняты в пределах полномочий ГТК России и не нарушают прав граждан.
Выслушав объяснения заявителя Пойм И.Г., представителей заинтересованных лиц: ГТК России Наумова А.А., Пирога С.Н., Извекова К.Б., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 9 декабря 1993 г. N 525 утверждено Положение о таможенном режиме реимпорта товаров (в редакции Приказов ГТК России от 25.04.94 N 162, от 05.07.94 N 343, от 01.06.99 N 330).
Из объяснений заявителя Пойм И.Г. следует, что при ввозе автомобиля он заявил таможенный режим реимпорта, хотя на таможне ему предлагали заявить режим выпуска для свободного обращения.
Таможенный кодекс РФ в статье 25 устанавливает право лица в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.
Выбрав тот или иной таможенный режим, декларант обязан подчиняться правилам таможенного оформления и контроля в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. В силу ст. 126 ТК России таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Подпунктом 2.2 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров предусмотрено, что идентичность товарам, помещаемым под таможенный режим реимпорта, товаров, которые были вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта, факт их вывоза, момент вывоза, а также то, что товары являются российскими, должны быть установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на заинтересованное лицо.
В п. 4.2 Положения указаны документы, представляемые декларантом при помещении товаров под таможенный режим реимпорта.
Так, в таможенный орган декларантом представляются:
- грузовая таможенная декларация, заполненная в соответствии с Правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта товаров;
- разрешение иных государственных органов, если реимпортируемые товары подлежат контролю этих органов;
- экземпляр грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой реимпортируемые товары помещались под таможенный режим экспорта, либо иные документы, подтверждающие факт и момент вывоза таких товаров с территории Союза ССР (до 31 декабря 1991 г.) или территории Российской Федерации (с 1 января 1992 г.), - товаросопроводительные документы и т.д.;
- иные документы, предусмотренные настоящим Положением либо вытекающие из него, необходимые для производства таможенного оформления.
Заявитель, оспаривая требование п. 2.2 Положения, в части подтверждения идентичности товаров способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности, и п. 4.2 Положения, полагает, что ГТК России обязан был четко определить перечень документов и органы в Российской Федерации, которые данные документы должны выдавать.
Однако данные доводы являются несостоятельными.
Как пояснили в суде представители ГТК России Наумов А.А. и Пирога С.Н., нельзя определить полный перечень документов при помещении товаров под конкретный таможенный режим.
Подтверждение идентичности товаров, их происхождения, факта и момента вывоза может производиться декларантом путем представления таможенному органу различных документов в каждом конкретном случае.
При определении конкретного перечня документов, которыми декларант может подтвердить страну происхождения товаров, факт их вывоза, идентифицировать ввозимые товары ранее вывезенным и подтвердить неизменность состояния, ГТК России может нарушить права декларантов, у которых имеются документы, не предусмотренные перечнем.
Пункты 2.2 и 4.2 Положения представляют заинтересованному лицу более широкие возможности доказать идентичность товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, товарам, которые были вывезены, факт и момент вывоза, а также то, что товары являются российскими.
В соответствии со ст. 11 ТК России и п. 8 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014, ГТК России издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статьей 173 ТК России на декларанта возложена обязанность представить таможенному органу Российской Федерации документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей.
Согласно ст. 174 ТК России подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей.
Таможенный орган Российской Федерации вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей. Перечень указанных документов и дополнительных сведений определяется ГТК России.
Пунктом 4.4 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров установлено, что при отсутствии достоверных и подтвержденных соответствующими документами сведений о соблюдении требований настоящего Положения помещение товаров под таможенный режим реимпорта не допускается. Положения данного пункта соответствуют требованиям ст. 126 ТК России о порядке производства таможенного оформления и недопустимости перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств не в соответствии с законодательством о таможенном деле.
Доводы заявителя о том, что положения оспариваемого нормативного акта по-разному понимаются должностными лицами, не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, т.к. в случае нарушения прав заявителя он не лишен возможности добиваться их восстановления путем обращения в суд.
Учитывая, что Положение о таможенном режиме реимпорта товаров принято в пределах компетенции ГТК России, оспариваемые пункты Положения соответствуют действующему законодательству о таможенном деле и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя, поданная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Пойм Игоря Геннадьевича о признании не основанными на законе пунктов 2.2, 4.2, 4.4 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров, утвержденного Приказом ГТК России от 9 декабря 1993 г. N 525, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда