Рейтинг@Mail.ru

Решение ВАС РФ от 29.08.2013 N ВАС-7940/13

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2013 г. N ВАС-7940/13

Резолютивная часть решения объявлена 28.08.2013.

Полный текст решения изготовлен 29.08.2013.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Воронцовой Л.Г., Кирейковой Г.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" (место нахождения: 187326, Ленинградская область, Кировский район, пгт Приладожский, д. 23 литер А; ОГРН: 1023301459356, далее - общество "РКС-Энерго") от 28.05.2013 (с учетом письма от 14.06.2013) о признании пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, и пункта 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, не соответствующими (в части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: общества "РКС-энерго" - Ермаков В.Л. по доверенности от 10.12.2012 N 255/2012, Сотникова Д.А. по доверенности от 02.08.2013 N 197/2013;

Правительства Российской Федерации в лице Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) - Изотова А.В. по доверенности от 24.10.2012 N 11/13 и по поручению от 24.07.2013 N СП-П9-5207, Михеев И.Р. по доверенности от 13.05.2013 N 9/13 и по поручению от 24.07.2013 N СП-П9-5207, Степаненко И.Г. по доверенности от 24.10.2012 и по поручению от 24.07.2013 N СП-П9-5207;

Правительства Российской Федерации в лице Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) - Савкин А.В. по доверенности от 31.01.2012 N СШ-679/03 и по поручению от 24.07.2013 N СП-П9-5207,

суд установил:

Общество "РКС-энерго" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании абзаца двадцатого пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в части содержащихся в нем положений, препятствующих после 01.01.2013 гарантирующим поставщикам, энергосбытовым и энергоснабжающим организациям в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, выбирать цены (тарифы) в порядке, предусмотренном для потребителей электрической энергии, и абзаца десятого пункта 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в части содержащихся в нем положений, препятствующих покупателям электрической энергии самостоятельно выбирать ценовую категорию для расчетов с поставщиками электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей с максимальной мощностью более 670 кВт, не соответствующими пункту 2 статьи 1 и статье 155 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 6 и пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), имеющим большую юридическую силу, и недействующими.

По ходатайству представителей ФСТ России в связи с необходимостью представления отзыва Правительства Российской Федерации на заявление общества "РКС-энерго" судебное разбирательство определением от 24.07.2013 отложено с возобновлением в судебном заседании, назначенном на 28.08.2013 на 10 часов утра.

Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 в соответствии с Законом об электроэнергетике и определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Текст пункта 81 Основ ценообразования опубликован в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" от 23.01.2012, N 4, ст. 504, от 04.06.2012, N 23, ст. 3008.

Абзацем двадцатым пункта 81 Основ ценообразования установлено, что гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, начиная с 1 января 2013 г. применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения розничных рынков) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 в соответствии с Законом об электроэнергетике и устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.

Текст пункта 97 Основных положений розничных рынков опубликован в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" от 04.06.2012, N 23, ст. 3008.

Абзацем десятым пункта 97 Основных положений розничных рынков установлено, что потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать одну из четырех ценовых категорий, перечисленных в абзацах одиннадцатом - четырнадцатом пункта 97 Основных положений розничных рынков.

В подтверждение нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество "РКС-энерго", заключающее в качестве энергосбытовой организации с конечными потребителями электрической энергии договоры энергоснабжения, ссылается на то, что оспариваемые в части нормативные правовые акты возлагают на потребителя обязанность выбора цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии и ценовой категории нерегулируемой цены на электрическую энергию, в соответствии с которыми энергосбытовая организация обязана рассчитываться соответственно с территориальной сетевой организаций и гарантирующим поставщиком, не состоящими в договорных отношениях с таким потребителем. В результате этого энергосбытовая организация, по мнению общества "РКС-энерго", лишена возможности, используя свои знания и компетенцию профессионального участника соответствующих отношений, предоставить потребителю электрической энергии скидку по сравнению с ценой приобретения потребителем энергии и услуг по ее передаче непосредственно у гарантирующего поставщика и территориальной сетевой организации.

Общество "РКС-энерго" указывает на несоответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении гражданами и юридическими лицами гражданских прав своей волей и в своем интересе и о возникновении обязанностей из односторонней сделки, а также на несоответствие требованиям Закона об электроэнергетике о минимизации стоимости при удовлетворении спроса на электрическую энергию и о расчетах энергосбытовых организаций с потребителями за электрическую энергию по свободным ценам.

В судебном заседании представитель общества "РКС-энерго" поддержал требование о признании оспариваемого в части пункта 81 Основ ценообразования не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим.

ФСТ России и Минэнерго России, действующие в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, в отзывах на заявление и представители Правительства Российской Федерации в судебном заседании не согласились с требованием общества "РКС-энерго", ссылаясь на соответствие оспариваемых в части пункта 81 Основ ценообразования и пункта 97 Основных положений розничных рынков Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону об электроэнергетике, имеющим большую юридическую силу, а также на ошибочность толкования заявителем абзаца десятого пункта 97 Основных положений розничных рынков.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель общества "РКС-энерго" отказался в судебном заседании от требования в части признания недействующим абзаца десятого пункта 97 Основных положений розничных рынков.

Поскольку общество "РКС-энерго" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от своего имени и в защиту своих интересов, основываясь на собственном толковании спорной нормы Основных положений розничных рынков, отказ от заявленных требований не противоречит действующему законодательству, не нарушает права иных лиц и подлежит принятию судом с прекращением в указанной части производства по делу применительно к основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства Российской Федерации, касающихся требования о признании недействующим абзаца двадцатого пункта 81 Основ ценообразования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.

Основы ценообразования приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и во исполнение статьи 21 Закона об электроэнергетике. В рамках настоящего дела общество "РКС-энерго" не оспаривает полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению Основ ценообразования.

Ссылаясь на пункт 2 статьи 40 Закона об электроэнергетике, устанавливающий, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 01.01.2011 потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, общество "РКС-энерго" полагает, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, выбранные потребителями и подлежащие на основании абзаца двадцатого пункта 81 Основ ценообразования обязательному применению гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, не могут влиять на свободную (нерегулируемую) цену, по которой потребитель приобретает электрическую энергию у энергосбытовой организации, а поэтому должны выбираться не потребителем, а соответствующей энергосбытовой организацией, непосредственно заключающей договор с сетевой организацией на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Суд считает изложенное толкование пункта 81 Основ ценообразования и Закона об электроэнергетике ошибочным. Поскольку указание о свободном ценообразовании в пункте 2 статьи 40 Закона об электроэнергетике относится только к цене на электрическую энергию, оспариваемые положения пункта 81 Основ ценообразования, обязывающие энергосбытовые организации рассчитываться с территориальными сетевыми организациями за оказанные ими услуги по передаче электрической энергии по ценам (тарифам), выбранным конечными потребителями, не могут в силу различного предмета регулирования противоречить названной норме Закона об электроэнергетике.

Обосновывая свои требования, общество "РКС-энерго" указывает, что предоставление энергосбытовым организациям права самостоятельно выбирать вариант тарифа при расчетах с территориальными сетевыми организациями, оказывающим услуги по передаче электрической энергии потребителям, с которыми у энергосбытовых организаций заключены договоры энергоснабжения, позволяло последним, за счет более квалифицированного выбора тарифа, предоставлять потребителям "скидку" с цены, по которой они приобретали бы эти услуги непосредственно у сетевой организации. Изложенный подход означает, что стоимость не имеющей отношения к процессу передачи электрической энергии услуги энергосбытовой организации по квалифицированному выбору более экономичного тарифа, по существу, включалась бы в стоимость оплачиваемых конечным потребителем услуг по передаче электрической энергии. При этом стоимость услуг, оплачиваемых энергосбытовой организацией непосредственно сетевой организации, не совпадала бы со стоимостью оплачиваемых конечным потребителем услуг по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения с той же энергосбытовой организацией.

Изложенный подход к построению отношений между территориальными сетевыми организациями, энергосбытовыми организациями и конечными потребителями не соответствует части 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, в силу которой цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию. Содержащийся в оспариваемой норме пункта 81 Основ ценообразования порядок расчета между территориальными сетевыми организациями и энергосбытовыми организациями соответствует названной статье Закона об электроэнергетике и исключает возможность оплаты услуг энергосбытовых организаций по выбору наиболее экономичного для конечного потребителя варианта оплаты услуг по передаче электрической энергии за счет подлежащего государственному регулированию тарифа на услуги территориальных сетевых организаций.

Ссылки общества "РКС-энерго" на статьи 1 и 155 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает ошибочным, поскольку, заключив договор энергоснабжения с конечным потребителем, энергосбытовая организация непосредственно не оказывает услуги по передаче электрической энергии, а лишь обязуется их приобрести для потребителя у соответствующей территориальной сетевой организации, которая оказывает их непосредственно конечному потребителю, а не энергосбытовой организации, как полагает заявитель. Поскольку энергосбытовая организация не пользуется в описанной ситуации такими услугами, "трансляция" выбранной конечным потребителем регулируемой цены на основании абзаца двадцатого пункта 81 Основ ценообразования не может рассматриваться в качестве определения таким потребителем обязательств третьего лица (энергосбытовой организации) по отношению к территориальной сетевой организации. В этом случае заключение энергосбытовой организацией договора на оказание услуг с территориальной сетевой организацией предопределено волей и интересом конечного потребителя, а не энергосбытовой организации, поэтому оспариваемый в части пункт 81 Основ ценообразования соответствует пункту 2 статьи 1 и статье 155 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд не усматривает несоответствия оспариваемого в части пункта 81 Основ ценообразования Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону об электроэнергетике, имеющим большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 49, 150, 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

1. Принять отказ общества с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" от требования в части признания абзаца десятого пункта 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим; производство по делу в указанной части прекратить.

2. Признать абзац двадцатый пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в части содержащихся в нем положений, препятствующих после 01.01.2013 гарантирующим поставщикам, энергосбытовым и энергоснабжающим организациям в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, выбирать цены (тарифы) в порядке, предусмотренном для потребителей электрической энергии, соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", имеющим большую юридическую силу.

3. Решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора по заявлению, поданному в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Председательствующий судья

О.Ю.ШИЛОХВОСТ

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Г.Г.КИРЕЙКОВА

Другие документы по теме
"О совершенствовании деятельности органов Содружества Независимых Государств"
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", "Порядком присоединения к общему процессу "Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза в процессе контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза")
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 и пункта 6 Постановления Правительства РФ от 04.12.2008 N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах" и подпункта "а" пункта 1 Правил приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденных данным Постановлением>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491>
Ошибка на сайте