Решение Верховного Суда РФ от 06.12.2013 N АКПИ13-997
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. N АКПИ13-997
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпунктов "в", "д" пункта 12 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307,
установил:
пункт 11 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 (далее - Правила), устанавливает, что для заключения договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении) заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения (далее - заявка на подключение), которая содержит в том числе сведения о технических параметрах подключаемого объекта: расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение, а также вид и параметры теплоносителей (давление и температура) (абзацы второй и третий подпункта "в").
Пункт 12 Правил предусматривает, что к заявке на подключение к системе теплоснабжения прилагаются топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (не прилагается в случае, если заявителем является физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства) (подпункт "в") и для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов (подпункт "д").
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими оспариваемых положений, как предписывающих указание в заявке сведений, не относящихся к предмету договора теплоснабжения и определяемых путем расчета расхода тепловой энергии теплоснабжающими или теплосетевыми организациями, являющимися исполнителями по договору о подключении, а не лицом, имеющим намерение подключить объект к системе теплоснабжения. Заявитель считает, что пункты 11 и 12 Правил в оспариваемой части обязывают его представлять сведения и документы, не предусмотренные законом, противоречат статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его право на подключение к системам теплоснабжения.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что пункты 11 и 12 Правил основаны на положениях статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.
Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс", извещенная надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителей Минрегиона России Б.В., Т., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей признать частично недействующим подпункт "д" пункта 12 Правил, а в остальной части в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает, что подпункт "д" пункта 12 Правил подлежит признанию частично недействующим, в остальной части в удовлетворении заявления следует отказать.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении", утвердило оспариваемые в части Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2012 г., N 17.
Правила, согласно содержанию пунктов 1 и 3, определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, которое осуществляется на основании договора о подключении. Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение в определенных этими Правилами случаях.
Статья 539 Гражданского кодекса Российской федерации устанавливает, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3).
Частью 8 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем, а также величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии отнесены к существенным условиям договора теплоснабжения.
Статья 2 названного Федерального закона определяет тепловую энергию как энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление), а теплоноситель как пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, признается теплопотребляющей установкой, количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени, - тепловой нагрузкой (пункты 1, 4, 4.1 и 7).
Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации приняты Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, пункт 21 которых относит к существенным условиям договора теплоснабжения величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Исходя из содержания приведенных норм по договору теплоснабжения лицо приобретает энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры (температура, давление) пара и воды, которые используются для передачи этого ресурса в целях потребления на принадлежащих этому лицу на праве собственности или ином законном основании устройствах, различающихся по видам теплопотребления. При этом тепловая энергия, принимаемая теплопотребляющими установками, расходуется за определенный интервал времени и зависит от индивидуальных характеристик этих установок, используемых на объекте теплоснабжения. Следовательно, параметры используемого в этих установках теплоносителя объективно зависят от параметров этих установок, которые определяют технические параметры подключаемого объекта и в связи с этим не могут быть определены теплоснабжающей организацией, а поэтому должны указываться в заявке на подключение.
С учетом того, что тепловая энергия, принимаемая теплопотребляющими установками потребителя, расходуется за определенный интервал времени, Правительство Российской Федерации было вправе определить в качестве технических параметров подключаемого объекта расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей по видам теплопотребления.
Кроме того, согласно пунктам 3 и 9 организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 апреля 2000 г. N 92, максимальная расчетная тепловая нагрузка (мощность) представляет собой максимальный часовой расход тепла и соответствующий ей максимальный часовой расход теплоносителя. При этом включаемые в договор количество тепловой энергии и теплоносителей (по видам теплопотребления и теплоносителей), максимальные часовые тепловые нагрузки, максимальные часовые и среднечасовые расходы теплоносителей (в паре и горячей воде) следует устанавливать по проектным данным, паспортам теплопотребляющих установок, другим нормативно-техническим документам.
Таким образом, подпункт "в" пункта 11 Правил в оспариваемой части предписывает указывать в заявке на подключение сведения о технических параметрах подключаемого объекта, которые предусмотрены нормами Федерального закона "О теплоснабжении". Данные сведения относятся к существенным условиям договора теплоснабжения и подлежат представлению лицом, имеющим намерение подключить здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предполагается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии, и действующему законодательству не противоречат.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что инженерные изыскания представляют собой изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах и выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в иных целях. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Подготовка и реализация проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускается (пункт 15 статьи 1, части 1 статьи 47, части 2 и 3 статьи 48).
Согласно части 5 статьи 47 названного кодекса необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
По смыслу приведенных законоположений, программа инженерных изысканий разрабатывается на основе задания застройщика или технического заказчика в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, а также от сложности топографических условий территории, на которой будет осуществляться строительство, и степени изученности указанных условий.
В соответствии с пунктом 5.1.1.6 "СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", утвержденных приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС, к программе инженерно-геодезических изысканий в зависимости от состава работ в том числе прилагают: топографические карты, инженерно-топографические планы и планы инженерных коммуникаций и сооружений в цифровом и (или) графическом виде.
Следовательно, топографическая карта является документом, наличие которого у застройщика предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 412 утвержден перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении геодезической и картографической деятельности, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, предусматривающих топографическую съемку. Данный перечень предусматривает топографическую съемку масштабов 1:500 и 1:2000.
С учетом того, что застройщик - физическое лицо - по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам жилищного строительства, требование подпункта "в" пункта 12 Правил о приложении юридическими лицами к заявке на подключение топографической карты с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений определенного масштаба полностью соответствует приведенным законоположениям.
Ссылка заявителя на статью 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующую применение гражданского законодательства по аналогии, является необоснованной, поскольку оспариваемые предписания не имеют с данной нормой общего предмета регулирования.
Заявитель оспаривает подпункт "д" пункта 12 Правил в части приложения к заявке нотариально заверенных копий учредительных документов.
Исходя из системной связи части 1 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" и частей 1, 7 и 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать представления документов, не предусмотренных названными Федеральным законом и кодексом.
В силу пункта 5 статьи 10 и пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительные документы являются правовым основанием деятельности юридического лица как субъекта прав и обязанностей, добросовестность и разумность действий которого предполагаются. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами, однако представление нотариально заверенных копий этих документов при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения законом не предусмотрено.
При таком положении подпункт "д" пункта 12 Правил в части, исключающей для юридических лиц возможность приложения к заявке на подключение к системам теплоснабжения незаверенных нотариально копий учредительных документов, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "д" пункта 12 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, в части, исключающей для юридических лиц возможность приложения к заявке на подключение к системам теплоснабжения незаверенных нотариально копий учредительных документов. В признании частично недействующими подпункта "в" пункта 11 и подпункта "в" пункта 12 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА