Решение Верховного Суда РФ от 23.06.2010 N ГКПИ10-477
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. N ГКПИ10-477
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" о признании частично недействующими пунктов 2, 3 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, и приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" оспорило в суд пункты 2, 3 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, и приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" в части, предусматривающей внесение платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов.
Заявитель мотивировал свои требования тем, что указанными нормативными правовыми актами на ООО "Газпром трансгаз Ухта" незаконно возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за деятельность, не оказывающую такого воздействия, поскольку соблюдаются допустимые нормативы выбросов, сбросов, лимиты на размещение отходов и, как следствие, нормативы качества окружающей среды. Считает эти акты в оспариваемой части противоречащими Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающему, что платным является именно негативное воздействие на окружающую среду, каковым признается такое воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 7 мая 2010 г., в возражениях на заявление указало на то, что плата установлена за негативное воздействие на окружающую среду, соблюдение природоохранных нормативов не исключает негативного воздействия, а лишь снижает антропологическую нагрузку, позволяя экологической системе естественным путем переработать поступившие в нее загрязняющие вещества вследствие хозяйственной деятельности природопользователя.
Выслушав объяснения представителя заявителя М., поддержавшего вышеприведенные доводы, возражения представителей Правительства Российской Федерации Б. и Г., исследовав представленные документы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Статьей 6 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" Правительство Российской Федерации было наделено полномочием устанавливать порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Данный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 3 статьи 16 которого Правительству Российской Федерации также предоставлено полномочие устанавливать порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, изданы Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Эти акты, имеющие нормативный характер, изданы в форме постановлений, официально опубликованы, что соответствует требованиям статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Пункт 2 этой статьи относит к видам негативного воздействия на окружающую среду перечисленные в нем вредные выбросы, сбросы, загрязнения, размещение отходов вне зависимости от превышения допустимых нормативов воздействия на окружающую среду, лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.
Из анализа статьи 2 указанного Федерального закона, определяющей используемые понятия, следует, что негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, то есть состояния окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Таким образом, понятие негативного воздействия связано не с превышением нормативов качества окружающей среды, а непосредственно с изменением самого качества (состояния) окружающей среды, в том числе в пределах установленных нормативов качества.
Плата за негативное воздействие на окружающею среду не является мерой юридической ответственности (санкцией) за виновные действия субъектов хозяйственной и иной деятельности. Платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от осуществления под контролем государства деятельности, оказывающей негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и предназначены для проведения государством мероприятий по охране окружающей среды и устранению последствий выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах установленных нормативов такого допустимого воздействия.
За превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
С учетом изложенного оспариваемые нормативные правовые акты в части, предусматривающей внесение платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" о признании частично недействующими пунктов 2, 3 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, и приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ