Решение Верховного Суда РФ от 19.07.2017 N АКПИ17-367
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. N АКПИ17-367
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., Назаровой А.М.,
при секретаре П.К.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Е. о признании недействующими абзацев, предусматривающих дорожные знаки 3.27, 3.28, приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,
установил:
приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации устанавливает дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств.
Раздел 3 приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации предусматривает запрещающий дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена", в соответствии с которым запрещаются остановка и стоянка транспортных средств, запрещающий дорожный знак 3.28 "Стоянка запрещена", в соответствии с которым запрещается стоянка транспортных средств.
Гражданин Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев, предусматривающих дорожные знаки 3.27, 3.28, приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации (административный истец ошибочно называет их пунктами 3.27, 3.28), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 3, 21, 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и нарушают права и законные интересы водителей транспортных средств, поскольку указанные знаки позволяют органам исполнительной власти и уполномоченным организациям произвольно ограничивать места остановки и стоянки транспортных средств.
Как указывает административный истец, 13 июня 2014 г. он осуществил парковку своего транспортного средства с регистрационным номером "_______" возле продуктового магазина "Азбука вкуса", расположенного по адресу г. Москва, Кутузовский проспект, дом 8, за что был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.16 КоАП РФ, в виде штрафа.
В суде административный истец Е. и его представитель Г. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 17 мая 2017 г. N СП-П9-3112).
Представители Правительства Российской Федерации П.Ю., М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административного истца Е., его представителя Г., представителей Правительства Российской Федерации П.Ю., М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
Правительство Российской Федерации, осуществляя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, постановлением от 23 октября 1993 г. N 1090 утвердило Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 22 ноября 1993 г., N 47, "Российских вестях" 23 ноября 1993 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 761, опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 4 июля 2017 г., "Российской газете" 6 июля 2017 г.
Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Приложение 1 к Правилам устанавливает дорожные знаки по ГОСТу Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденному приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, по ГОСТу Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования, утвержденному приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 121-ст.
ГОСТ Р 52289-2004 определяет знак дорожный как устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов (пункт 3.2).
Дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена" применяют для запрещения остановки и стоянки транспортных средств, а дорожный знак 3.28 "Стоянка запрещена" применяют для запрещения стоянки (пункт 5.4.25).
Данные положения национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52289-2004 воспроизведены в Правилах и не могут рассматриваться как противоречащие действующему законодательству, поскольку национальный стандарт является документом, в котором устанавливаются характеристики объекта стандартизации для всеобщего применения (статья 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").
Оспариваемые положения нормативного правового акта также не могут рассматриваться как противоречащие основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения, приведенным в статье 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.16 КоАП РФ.
Определяя мероприятия по организации дорожного движения, Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что не позднее чем за двадцать дней до установки дорожного знака или нанесения разметки, запрещающих въезд всех транспортных средств в данном направлении, остановку или стоянку транспортных средств либо обозначающих дорогу или проезжую часть с односторонним движением либо выезд на такую дорогу или проезжую часть, граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 3 статьи 21).
Следовательно, доводы административного истца о том, что абзацы, предусматривающие дорожные знаки 3.27, 3.38, приведенные в приложении 1 к Правилам, нарушают баланс интересов граждан, ограничивают права владельцев транспортных средств на беспрепятственную парковку в ситуациях, когда она не создает угрозу безопасности дорожного движения, являются несостоятельными, поскольку они не регулируют установку запрещающих дорожных знаков.
Оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат применению в системном единстве с иными положениями законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, не содержат неопределенности и не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца.
Проверка законности и обоснованности действий и решений должностных лиц и государственных органов, связанных с установкой конкретных дорожных знаков, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Е. о признании недействующими абзацев, предусматривающих дорожные знаки 3.27, 3.28, приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
А.М.НАЗАРОВА