Решение Верховного Суда РФ от 25.10.2010 N ГКПИ10-1105
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2010 г. N ГКПИ10-1105
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующими Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 и Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной данным Приказом (в целом и пункта 21),
установил:
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (далее - Инструкция).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2000 г., регистрационный номер 2131, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 11, 13 марта 2000 г.
Согласно пункту 21 Инструкции лица, поступившие в ИВС из учреждений УИС, а также осужденные к лишению свободы обеспечиваются медицинской помощью (кроме скорой) в медицинских учреждениях УИС.
О результатах медицинского обследования и характере оказанной медицинской помощи нуждавшимся из этой категории лиц производятся необходимые записи в медицинской документации, находящейся в их личном деле.
Гражданин П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 и утвержденной им Инструкции, ссылаясь на то, что они не опубликованы в "Российской газете". Как указывает заявитель, при передаче его из СИЗО конвою для доставления в судебное заседание сотрудники конвоя отказали ему в предоставлении возможности получить медицинскую помощь. Пункт 21 Инструкции противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
П. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Ч., М., Я., Т., Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Г., С., Министерства юстиции Российской Федерации К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федеральных органов исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права лиц, содержащихся под стражей, на охрану здоровья.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливая правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан, в статье 29 предусматривают, что порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Аналогичная норма содержится в статье 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Во исполнение требований законодателя, в целях совершенствования организации медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, улучшения взаимодействия по данному вопросу с лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации в них необходимых условий режима содержания и охраны данной категории лиц Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, регулируется Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России N 640/190 от 17 октября 2005 г. Лечебно-профилактическое обеспечение данных лиц предусматривает, что всем убывающим из СИЗО проводится обязательное медицинское освидетельствование для определения пригодности к условиям транспортировки. К перевозке не допускаются больные в острой стадии заболевания, больные инфекционными и венерическими заболеваниями, пораженные педикулезом, чесоткой, не прошедшие установленный курс лечения, а также нетранспортабельные больные (пункт 40).
В соответствии с пунктом 371 данного Порядка перед отправкой из следственного изолятора все подозреваемые, обвиняемые и осужденные проходят обязательный медицинский осмотр для определения возможности этапирования.
Таким образом, обязанность медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственном изоляторе (СИЗО), возлагается на медицинские части СИЗО, которые проводят медицинский осмотр лица перед отправкой его из СИЗО, оценивают состояние его здоровья и определяют возможность этапирования, а также необходимость сопровождения медицинским работником.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (статья 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ). Порядок медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475.
Пункт 21 Инструкции определяет порядок оказания медицинской помощи лицам, которые поступили в изоляторы временного содержания органов внутренних дел (ИВС) из учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС).
Поскольку обязанность медицинского обеспечения лиц, содержащихся в СИЗО, возлагается на медицинские части СИЗО, то пунктом 21 оспариваемой Инструкции обоснованно предусмотрено оказание таким лицам, поступившим в ИВС, только скорой (неотложной) медицинской помощи.
Следовательно, доводы заявителя о нарушении оспариваемыми положениями нормативного правового акта его права на охрану здоровья являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации. Из содержания данной нормы следует, что официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти является также их опубликование в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", поэтому доводы заявителя о том, что нормативный правовой акт не опубликован в установленном порядке, являются необоснованными.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление П. о признании недействующими Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1115/475 и Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной данным Приказом (в целом и пункта 21), оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ