Решение Верховного Суда РФ от 03.06.2015 N АКПИ15-353
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. N АКПИ15-353
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" о признании частично недействующим пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 2004 г., N 52 (часть 2), "Российской газете" 19 января 2005 г.
Согласно пункту 4 Правил потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
ОАО "Архангельская сбытовая компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 4 Правил, ссылаясь на то, что понятие "потребитель", указанное в данном пункте Правил, противоречит статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и нарушают его права и законные интересы как энергосбытовой организации (гарантирующего поставщика).
В суде представители ОАО "Архангельская сбытовая компания" Ж., Ш., адвокат Темиржанов М.К. поддержали заявленные требования и пояснили, что в результате реализации оспариваемого нормативного правового акта в отношении энергосбытовой организации (гарантирующего поставщика) осуществляются действия по навязыванию услуги по передаче электрической энергии, которая фактически не оказывается, но оплата за данную услугу взыскивается в судебном порядке.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе (поручение от 10 апреля 2015 г. N СП-П9-2356).
Представители Правительства Российской Федерации С.А., А., П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Архангельская сбытовая компания" Ж., Ш., адвоката Темиржанова М.К., Правительства Российской Федерации С.А., А., П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике называет обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка (пункт 1 статьи 20). Согласно пункту 1 статьи 21 и пункту 3 статьи 26 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Правительство Российской Федерации постановлением от 27 декабря 2004 г. N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, которые определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Правил противоречат статье 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" являются несостоятельными. Согласно части 7 статьи 6 названного Федерального закона юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Между тем из буквального содержания пункта 4 Правил следует, что в качестве потребителей услуг по передаче электрической энергии в нем отдельно указываются лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, и отдельно - энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии, не указывая на наличие признака владения ими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Ссылки заявителя на то, что пункт 4 Правил неправомерно содержит указание о гарантирующем поставщике как потребителе услуги по передаче электрической энергии, являются ошибочными, поскольку Правительство Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями, осуществляя правовое регулирование в области электроэнергетики, определяет содержание нормативного правового акта. Приведенное в пункте 4 Правил понятие не противоречит законодательству об электроэнергетике, которое предусматривает принятие правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и, следовательно, установление понятийного аппарата, положения которого не могут рассматриваться как нарушающие права и охраняемые законом интересы энергосбытовой организации.
К правовым актам пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены постановления Правительства Российской Федерации. Из пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 названного Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры).
Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.
Кроме того, пунктом 5 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.
Договор электроснабжения является видом договора купли-продажи электрической энергии, заключаемого гарантирующим поставщиком, который может содержать условия об обязанности гарантирующего поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией. В связи с этим каких-либо противоречий пункта 4 Правил статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" не имеется.
Положения пункта 4 Правил не могут рассматриваться как "навязывание услуги по передаче электрической энергии" гарантирующему поставщику, они содержат соответствующее закону понятие потребителя услуги по передаче электрической энергии, учитывающее возложенную законом на гарантирующего поставщика обязанность по заключению с сетевой организацией договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям.
Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков является основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" о признании частично недействующим пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ