Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 08.02.2017 N АКПИ16-1306

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 февраля 2017 г. N АКПИ16-1306

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 15, подпункта "б" пункта 24 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065,

установил:

согласно подпункту "в" пункта 15 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение) при осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 13 этого Положения, должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб вправе получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Положения государственный служащий вправе представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

Гражданин Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "в" пункта 15, подпункта "б" пункта 24 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 15 части 1 статьи 14, части 3 статьи 52, пункту 1 части 8 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части, не предоставляющей возможность государственному служащему, в отношении которого проводится проверка, представить в разумный срок документы и доказательства в обоснование своих доводов, и нарушают права государственного гражданского служащего.

Как указывает административный истец, приказом УФНС России по Ставропольскому краю от 23 июня 2015 г. N 02-10/08 была назначена проверка в части достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам которой на основании приказа Управления от 4 августа 2015 г. N 02-08/221 он освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора правового отдела и уволен с гражданской службы в связи с утратой доверия.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 14 декабря 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 мая 2016 г., в удовлетворении иска Т. о признании незаконными приказов о назначении проверки и об увольнении отказано.

В суде административный истец Т. поддержал заявленные требования.

Интересы Президента Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации на основании распоряжения от 23 января 2017 г. N 20-рп поручено представлять Федеральной налоговой службе.

Представители Президента Российской Федерации Ю., Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения Т., представителей Президента Российской Федерации Ю., Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Устанавливая основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации (часть 7 статьи 8).

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Президент Российской Федерации 21 сентября 2009 г. издал Указ N 1065, которым утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 22 сентября 2009 г., Собрании законодательства Российской Федерации 28 сентября 2009 г., N 39.

Право государственного служащего представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме при осуществлении проверки (подпункт "б" пункта 24 Положения) закреплено в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Определяя права гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, пункт 1 части 8 статьи 59 данного Федерального закона предусматривает его право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в статье 59 не устанавливает конкретного срока, в течение которого гражданский служащий может воспользоваться своим правом на представление доказательств в обоснование своей позиции. По смыслу указанной нормы Федерального закона данное право может быть реализовано гражданским служащим в течение всего срока проведения в отношении него служебной проверки. При таких обстоятельствах, отсутствие в подпункте "б" пункта 24 Положения указания на срок, в течение которого гражданский служащий в связи с проводимой проверкой вправе представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, не может рассматриваться как противоречие пункту 1 части 8 статьи 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Пунктом 15 Положения определены права должностных лиц Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб при проведении проверки. Подпункт "в" данного пункта Положения, предусматривающий, что при осуществлении проверки должностные лица вправе получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам, не лишает государственного служащего, в отношении которого проводится проверка, возможности предоставления дополнительных материалов.

Оспариваемый подпункт "в" пункта 15 Положения не может быть признан несоответствующим указанным административным истцом статьям Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку оспариваемыми положениями нормативного правового акта определены права проверяющих, а не права и гарантии государственного служащего, в отношении которого проводится соответствующая проверка.

Доводы административного истца о том, что он был лишен возможности предоставления дополнительных материалов после ознакомления с докладом от 4 августа 2015 г., составленным по окончании проведенной в отношении него проверки, а именно - сделать соответствующие запросы в кредитные учреждения, являлись предметом рассмотрения судом дела N 2-8104/15 по исковому заявлению Т. к УФНС России по Ставропольскому краю о признании незаконными приказов Управления от 23 июня 2015 г. N 02-10/08 "О проведении проверки в отношении Т.", от 4 августа 2015 г. N 02-08/221 "Об увольнении Т." и не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемых положений нормативного правового акта.

Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению регламентирует порядок подготовки решений о применении мер дисциплинарного взыскания и, следовательно, подпункт "в" пункта 15, подпункт "б" пункта 24 Положения не могут рассматриваться как нарушающие права государственных гражданских служащих.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 15, подпункта "б" пункта 24 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16>
"О Порядке разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза, и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования"
Ошибка на сайте