Решение Верховного Суда РФ от 27.02.2009 N ВКПИ08-101
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2009 года N ВКПИ08-101
(Извлечение)
Т. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим подп. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
Как указал Т., распоряжением главы администрации Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан от 9 апреля 2008 г. он исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подп. "г" п. 26 Правил в связи с наличием у него в собственности жилья.
Военная коллегия нашла, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемое заявителем Постановление принято уполномоченным на то органом государственной власти в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ официально опубликовано для всеобщего сведения.
Утверждение Т. о том, что подп. "г" п. 26 Правил, на основании которого он снят с учета на получение жилья, нарушает его жилищные права и противоречит ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. ст. 49 и 50 ЖК РФ, является ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания Т. нуждающимся в получении жилья в ноябре 2000 г.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Таким образом, закрепив в подп. "г" п. 26 Правил положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы, Правительство РФ действовало в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и ЖК РФ.
С учетом изложенного ссылка в заявлении на отсутствие в статьях 49 и 50 ЖК РФ условий, препятствующих военнослужащему, имеющему жилье в собственности, претендовать на получение другого жилья по договору социального найма, как на основание для признания оспариваемых Правил в указанной части незаконными является несостоятельной.