Решение Верховного Суда РФ от 19.05.2009 N ГКПИ09-505
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. N ГКПИ09-505
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбунова Виктора Анатольевича о признании недействующими пунктов 21, 22, 23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198,
установил:
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198 утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких (пункт 1) (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 ноября 2005 г. N 7155 и официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 47, 21 ноября 2005 г.
Горбунов В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 21, 22, 23 Инструкции недействующими, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы ставят выплату ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в зависимость от назначения гражданину пенсии по инвалидности, что противоречит ст. ст. 1084 - 1086 ГК РФ, и лишают его права на возмещение вреда здоровью.
На основании оспариваемых положений Инструкции ему отказано в возмещении вреда здоровью в связи с отсутствием у него справки пенсионного отдела о назначении пенсии по инвалидности.
Заявитель о дне слушания дела извещен в установленном порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие и представил уточненное заявление, в котором просил признать недействующими: название раздела VI "Возмещение ущерба здоровью при установлении сотруднику группы инвалидности вследствие военной травмы" в части слов "при установлении сотруднику группы инвалидности"; пункт 21 в части слова "по инвалидности"; подпункт "д" пункта 22 в части слов "согласно установленной группе инвалидности", подпункт "е" пункта 22 в части слов "справка пенсионного отдела о назначении пенсии по инвалидности"; второе предложение второго абзаца пункта 23 в части слов "установлена инвалидность".
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Дохненко Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Инструкция утверждена Министерством юстиции Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Дохненко Д.А., исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Горбунова В.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний (пункт 1), на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 7).
Оспариваемая Инструкция утверждена в соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству юстиции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П по делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции", военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие ее, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается правовой статус этих лиц, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним; обязанности, возлагаемые на лиц, несущих такого рода службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Статьей 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", действие которой распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1027-1), предусмотрено, что все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций; при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц; в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (части 3, 4 статьи 29).
Обязательное государственное личное страхование жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 названного Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную данным Законом выслугу, и по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных данным Законом (пункты "а", "б" статьи 5); лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (статья 7); пенсии за выслугу лет лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, увеличиваются (статья 16).
Оспариваемая заявителем Инструкция определяет порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам уголовно-исполнительной системы или их близких.
Раздел VI Инструкции, в том числе пункты 21 - 23, регулируют порядок возмещения ущерба здоровью при установлении сотруднику группы инвалидности вследствие военной травмы, т.е. определенной категории инвалидов, предусмотренной пунктом "а" статьи 21, пунктом "а" статьи 22 указанного Закона. Название раздела VI "Возмещение ущерба здоровью при установлении сотруднику группы инвалидности вследствие военной травмы" само по себе каких-либо прав и обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы не устанавливает, не влияет на объем возмещения вреда, причиненного сотруднику. Оснований для признания названия раздела VI противоречащим закону не имеется.
Пунктом 21 Инструкции установлено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Данный пункт Инструкции лишь разъясняет право сотрудника, которому назначена пенсия по инвалидности, связанная с телесными повреждениями, на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, что согласуется с частью второй статьи 1085 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда, т.е. не засчитываются в счет возмещения.
Аналогичная правовая норма содержится в пункте 21 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 805. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 августа 2000 г. по делу N ГКПИ00-784, вступившим в законную силу, проверена законность пункта 21 Инструкции, и данная норма признана не противоречащей федеральному закону.
Пунктом 22 Инструкции установлен перечень документов, которые являются основанием для принятия решения и издания приказа о выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, в т.ч. справки об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах согласно установленной группе инвалидности, справки пенсионного отдела о назначении пенсии по инвалидности (подпункты "е", "д"), что необходимо для установления категории инвалида и определения размера подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (часть 1 статьи 1086 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 23 Инструкции размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью производится в течение всего срока, на который установлена инвалидность и определена степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Данное положение соответствует действующему законодательству, поскольку изменение трудоспособности потерпевшего может повлечь изменение группы инвалидности, размера пенсии и размера выплат в возмещение вреда (статья 1090 ГК РФ).
Аналогичная правовая норма содержится в пункте 23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких. Решением Верховного Суда РФ от 10 июня 2002 г. по делу N ГКПИ2001-1923, вступившим в законную силу, проверена законность пункта 23 Инструкции, и данная норма признана не противоречащей федеральному закону.
Довод заявителя о том, что оспариваемые положения Инструкции лишают военнослужащих, ставших инвалидами и получающих пенсию за выслугу лет, права на возмещение вреда в соответствии с ГК РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку из оспариваемых положений такой вывод не следует. Возмещение вреда, причиненного гражданину в период исполнения им обязанностей военной и др. службы, наряду со страховыми выплатами, специальным пенсионным обеспечением и мерами социальной защиты и поддержки может осуществляться и по правилам гражданского законодательства при установлении фактов незаконных действий (бездействия) органов государственной власти или должностных лиц, причинной связи между этими действиями (бездействием) и наступившим вредом (часть 1 статьи 1064).
С учетом изложенного пункты 21, 22, 23 Инструкции в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заявителя, т.к. ему установлена третья группа инвалидности (заболевание получено в период службы) и назначена пенсия по выслуге лет с 29 ноября 2005 г. пожизненно.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Горбунова Виктора Анатольевича о признании недействующими пунктов 21, 22, 23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА