Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 18.11.2015 N АКПИ15-1097

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 ноября 2015 г. N АКПИ15-1097

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению А. о признании частично недействующим пункта 1 Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 утвержден Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (далее - Перечень).

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 4 февраля 1998 г., Собрании законодательства Российской Федерации 26 января 1998 г., N 4.

Согласно пункту 1 Перечня товарами длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, являются автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.

Гражданин А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 1 Перечня в части отнесения автомобиля к товарам длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Как указывает заявитель, он выявил недостаток в купленном автомобиле и передал автомобиль продавцу для проведения гарантийного ремонта. Продавец проинформировал его, что ремонт займет длительный промежуток времени. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статье 20 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и нарушают его права потребителя требовать от продавца на период ремонта предоставления аналогичного товара.

А. поддержал в суде заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта незаконно ограничивают его права потребителя.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (поручение от 23 сентября 2015 г. N СП-П12-6484).

Представитель Правительства Российской Федерации М. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают прав потребителей.

Выслушав объяснения А., представителя Правительства Российской Федерации М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Регулируя отношения, возникающие между потребителем и изготовителем (продавцом) по устранению недостатков товара, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в статье 20 предусматривает в отношении товаров длительного пользования обязанность изготовителя, продавца при предъявлении потребителем требования об устранении недостатков товара в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами.

Это правило не распространяется на товары длительного пользования, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 названного Закона. Законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочие устанавливать перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется (пункт 2 статьи 20).

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Реализуя предоставленное ему полномочие, Правительство Российской Федерации постановлением от 19 января 1998 г. N 55 утвердило Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. При этом основным критерием, определяющим в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", включение того или иного товара в Перечень, является его отнесение к товарам длительного пользования, что само по себе заявителем не оспаривается.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2286 "О мерах государственной поддержки акционерного общества "Автомобильный Всероссийский Альянс", решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2014 г. N 224 "О предоставлении официальной статистической информации Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и о признании утратившими силу некоторых решений комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" легковые автомобили относятся к товарам длительного пользования.

Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить паритет в правах участников потребительских правоотношений, учитывая те риски осуществления предпринимательской деятельности, которые в случае их непринятия во внимание приведут (могут привести) к невозможности соблюдения прав потребителей при условии их абсолютизации. В связи с этим утверждение Правительством Российской Федерации перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара, не может рассматриваться как ограничение прав и свобод человека и гражданина.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А. о признании частично недействующим пункта 1 Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование общего реестра эмитентов контрольных (идентификационных) знаков" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование общего реестра эмитентов контрольных (идентификационных) знаков", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование общего реестра эмитентов контрольных (идентификационных) знаков", "Порядком присоединения к общему процессу "Формирование, ведение и использование общего реестра эмитентов контрольных (идентификационных) знаков")
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.2 практической части итоговой аттестации, приведенной в приложении к требованиям к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, и пункта 2 порядка согласования программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2012 N 259>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 60 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ РФ от 01.05.2003 N 302>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Правил подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утв. Приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56>
Ошибка на сайте