Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 22.08.2012 N АКПИ12-942

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 августа 2012 г. N АКПИ12-942

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.О. признании недействующими пункта 5, абзацев 2 и 3 пункта 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922,

установил:

в соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы определяет, что средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 данного Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

Гражданка Т.О. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 5, абзацев 2 и 3 пункта 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы работников, которые часто выезжают в командировки. Начисленные в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы отпускные работникам, у которых расчетный период отработан не полностью (командировки, болезнь и т.д.), меньше, чем у работников, у которых из расчетного периода не исключается время, в течение которого за работником сохраняется средний заработок. К количеству календарных дней для расчета прибавляются все выходные и праздничные дни в месяце, что уменьшает средний дневной заработок для оплаты отпускных.

В суде Т.О. и ее представитель Т.Л. поддержали заявленные требования, пояснив, что оспариваемые положения нормативного правового акта носят дискриминационный характер, что запрещено частью 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 17 июля 2012 г. N ВС-П12-4084).

Представитель Правительства Российской Федерации Г. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права работников.

Выслушав объяснения Т.О., ее представителя Т.Л., представителя Правительства Российской Федерации Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного данной статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодательством, Правительством Российской Федерации издано 24 декабря 2007 г. постановление N 922, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 2007 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 53, 31 декабря 2007 г.

Положение направлено на конкретизацию норм Трудового кодекса Российской Федерации.

Расчетным периодом является период времени, за который определяется средний заработок. В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации под расчетным периодом понимаются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Как следует из содержания данной нормы, в расчетный период включается только время, фактически отработанное работником. Следовательно, если расчетный период отработан работником не полностью, то неотработанное время, а также денежные суммы, начисленные работнику за этот период, исключаются из расчета среднего заработка.

В соответствии с пунктом 5 Положения из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление Правительством Российской Федерации особенностей порядка исчисления средней заработной платы, когда из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в других случаях, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам, не работал в связи с простоем, предоставлением ему дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, освобождением от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может рассматриваться как противоречие части 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта детализируют установленные в Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 139) общие принципы и правила исчисления средней заработной платы (единый порядок исчисления размера среднего заработка исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного работником времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты).

Определяя, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда за работником сохраняется средний заработок (время служебных командировок, перевод на нижеоплачиваемую работу, другие случаи сохранения за работником среднего заработка), Правительство Российской Федерации действовало с учетом законодательства Российской Федерации. Так, Трудовой кодекс Российской Федерации определяет служебную командировку как поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (статья 166).

При направлении работника в служебную командировку согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Также исключается период нетрудоспособности, поскольку при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (статья 183).

Абзац 2 пункта 10 Положения устанавливает порядок расчета среднего дневного заработка в случае, когда расчетный период отработан не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 данного Положения, а в абзаце 3 пункта 10 Положения определен порядок расчета количества календарных дней в неполном месяце.

Часть 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие среднего дневного заработка и способ исчисления среднего дневного заработка путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Исчисление среднего дневного заработка путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах не противоречит данной норме Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы обязывают работодателя исчислять на общих основаниях средний заработок для всех случаев определения его размера (отпуска, командировки, перевод на нижеоплачиваемую работу), поэтому доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта носят дискриминационный характер, являются несостоятельными.

Утверждения заявителя о том, что количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах необходимо рассчитывать путем умножения рабочих дней на соответствующий коэффициент (1,4), что позволит распределить выходные и праздничные дни в месяце пропорционально времени, отработанному на рабочем месте и в командировке, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Эти доводы, по сути, сводятся к вопросу о внесении изменений в действующий Порядок. Между тем Правительство Российской Федерации, осуществляя согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации, обеспечивает посредством издания нормативных правовых актов регулирование в социально-экономической сфере, в том числе принимает меры по реализации трудовых прав граждан (часть первая статьи 13, статья 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Если заявитель полагает, что ей неправильно начислены отпускные, то она вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Предметом трудового спора с ее участием может являться оплата ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого для отдыха.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Т.О. о признании недействующими пункта 5, абзацев 2 и 3 пункта 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (вместе с "ТР ТС 025/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мебельной продукции")
<О признании частично недействующим подпункта "в" пункта 2 Разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утв. Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 20>
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144>
(ред. от 21.11.2017) "Об утверждении перечня товаров, при помещении которых под таможенную процедуру временного вывоза применяются положения части второй пункта 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза"
Ошибка на сайте