Решение Верховного Суда РФ от 05.02.2007 N ГКПИ06-1281
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1281
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "РИЭРСИ" о признании недействующими абзацев 1 и 3 раздела "Товароведческая экспертиза" Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России (приложение N 1) и п. 19.1 графы "Экспертные специальности" строки 19 Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России (приложение N 2), утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 114, в части слов: "в том числе с целью проведения их оценки",
установил:
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 114 утверждены: Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (приложение N 1) и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (приложение N 2).
Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России устанавливает, что товароведческая экспертиза предусматривает:
исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки;
исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки (абзацы 1 и 3 раздела "Товароведческая экспертиза).
В пункте 19.1 графы "Экспертные специальности" строки 19 Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России предусмотрено, что в рамках товароведческой экспертизы проводятся "Исследования промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки".
Закрытое акционерное общество "РИЭРСИ" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: абзацев 1 и 3 раздела "Товароведческая экспертиза" Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и п. 19.1 графы "Экспертные специальности" строки 19 Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, в части слов: "в том числе с целью проведения их оценки".
В обоснование заявленных требований ЗАО "РИЭРСИ" ссылалось на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству о лицензировании и об оценочной деятельности.
В суде представитель ЗАО "РИЭРСИ" адвокат Истомина О.В. пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта допускают товароведов к оценочной деятельности. Они противоречат статье 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности" и Федеральному закону "О защите конкуренции", нарушают права организации, способствуя снижению ее конкурентоспособности на рынке услуг по оценке.
Представитель заинтересованного лица Минюста России Коршунова Ю.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Минюста России и не нарушают права заявителя.
Выслушав объяснения адвоката Истоминой О.В., представляющей интересы ЗАО "РИЭРСИ", представителя заинтересованного лица Минюста России Коршуновой Ю.Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 114 (с изменениями и дополнениями от 12 сентября 2005 г. и от 9 марта 2006 г.) прошел государственную регистрацию (регистрационный номер 4596), официально опубликован в "Российской газете" N 104, 31.05.2003, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 24, 16.06.2003.
Приказом Минюста России утверждены Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, предусматривает, что данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, обеспечивают единый научно-методический подход к производству экспертиз (Приложение N 1 и Приложение N 2 к Приказу Минюста России от 14 мая 2003 г. N 114).
Так, товароведческая экспертиза, выполняемая в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, предусматривает:
исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки;
исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки (абзацы 1 и 3 раздела "Товароведческая экспертиза" Приложение N 1).
Экспертная специальность п. 19.1 предусматривает исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки (Приложение N 2).
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, которые осуществляют данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно статье 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
По объяснениям представителя Минюста России Коршуновой Ю.Г. эксперты судебно-экспертных учреждений Минюста России, которые проводили оценку товаров до 1 июля 2006 года (дата прекращения лицензирования оценочной деятельности), получали лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Действующий Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не относит оценочную деятельность к видам деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Предусмотренные статьей 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требования к субъектам оценочной деятельности не исключают возможность проведения оценки экспертами судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Оспариваемые положения нормативного правового акта относятся к государственной судебно-экспертной деятельности и не могут рассматриваться как создающие дискриминационные условия для осуществления оценочной деятельности.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права субъектов оценочной деятельности, заявление ЗАО "РИЭРСИ" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление закрытого акционерного общества "РИЭРСИ" о признании недействующими: абзацев 1 и 3 раздела "Товароведческая экспертиза" Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Минюста России (приложение N 1), п. 19.1 графы "Экспертные специальности" строки 19 Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России (приложение N 2), утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 114, в части слов: "в том числе с целью проведения их оценки", - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ