Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2009 N ГКПИ09-1460
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1460
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Я.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании недействующими пунктов 23, 24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, и пунктов 31, 32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630,
установил:
Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 июня 2002 г. N 438 утвердило Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения ЕГРЮЛ), а Постановлением от 16 октября 2003 г. N 630 - Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения ЕГРИП).
Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 23, 24 Правил ведения ЕГРЮЛ и пунктов 31, 32 Правил ведения ЕГРИП, устанавливающих размер платы за предоставление сведений из государственных реестров в виде документов и в электронном виде, ссылаясь на то, что Правительство Российской Федерации вышло за пределы своих полномочий, поскольку информация, составляющая эти реестры, относится к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, плата за предоставление такой информации согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" взимается только в случаях и на условиях, установленных федеральным законом, по своей правовой природе плата за предоставление сведений из указанных государственных реестров является сбором, существенные элементы которого, в том числе размер платежа, должны быть закреплены в федеральном законе. Считает, что оспариваемые правовые нормы нарушают ее право на доступ к информации.
Министерство финансов Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации в соответствии с поручением от 31 октября 2009 г., в своих возражениях указало на то, что в данном случае ограничение на доступ к информации установлено статьей 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающей предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов за плату и наделяющей Правительство Российской Федерации правом установить размер такой платы.
Выслушав объяснения заявителя и ее представителя адвоката Павлова И.Ю., поддержавших заявленные требования, возражения представителей заинтересованного лица Ковпака С.В. и М., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемых правовых норм незаконными.
Статьей 7 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 этого Федерального закона справки осуществляется за плату; размер платы за предоставление таких сведений, документов, а также справки устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1); в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам (пункт 2); средства, получаемые в виде платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также указанной справки, используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственных реестров (пункт 3).
Таким образом, федеральный законодатель, закрепив принцип платности предоставления из государственных реестров сведений и документов, наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению размера платы, предусмотрел возможность бесплатного предоставления информации лишь в случаях и порядке, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, определил целевое назначение средств, получаемых в виде платы.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в пунктах 23, 24 Правил ведения ЕГРЮЛ и пунктах 31, 32 Правил ведения ЕГРИП определило, какие сведения и документы предоставляются за плату юридическим и физическим лицам, и размер этой платы. Нормативные правовые акты опубликованы в "Российской газете" от 26 июня 2002 г. и от 5 ноября 2003 г.
Довод заявителя о том, что размер платы и случаи ее взимания могли быть установлены только федеральным законом, лишен правовых оснований.
В пунктах 23 и 31 соответствующих Правил определены не случаи взимания платы, как полагает заявитель, а виды информации, предоставляемой юридическим и физическим лицам за плату, что входит в полномочия Правительства Российской Федерации.
Плата за предоставление информации из государственных реестров по своей правовой природе отличается от государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством о налогах и сборах, является платой за услуги по предоставлению запрашиваемой информации, а не налоговым платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно приложению N 4 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" плата за предоставление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, подлежит зачислению в бюджет по коду бюджетной классификации "Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства".
Размер платы за предоставление информации в электронном виде определен Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции и не произвольно, а в зависимости от объема такой информации (за однократное предоставление - 50000 рублей, за однократное предоставление обновленной информации - 5000 рублей, за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места - 150000 рублей), что не противоречит требованиям федерального закона.
Нельзя согласиться и с утверждением заявителя о том, что указанная информация должна предоставляться бесплатно, поскольку относится к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" допускает возможность установления платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 9 статьи 8). Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов установлены статьей 7 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которая не предусматривает бесплатного предоставления информации в случае размещения в сети Интернет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Отсутствует и федеральный закон, обязывающий размещать в сети Интернет для общего пользования все сведения, содержащиеся в указанных государственных реестрах.
Правила ведения ЕГРЮЛ и Правила ведения ЕГРИП приняты в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, с соблюдением установленного порядка, оспариваемые положения этих Правил соответствуют требованиям федерального закона, права и свободы заявителя не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Н. о признании недействующими пунктов 23, 24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438, и пунктов 31, 32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ