Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 17.04.2013 N АКПИ13-178

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 апреля 2013 г. N АКПИ13-178

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н (далее - Порядок),

установил:

согласно абзацу четвертому пункта 35 Порядка листок нетрудоспособности выдается по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении - на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания.

Гражданин М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 35 Порядка (заявитель ошибочно указал абзац третий), ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту 3 части 5 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", нарушают права заявителя на социальное обеспечение. Как указывает заявитель, его дочь М. г. рождения является ребенком-инвалидом. В октябре 2011 г. ребенок был госпитализирован в больницу для контрольного обследования и планового лечения. Он находился вместе с ребенком в лечебном учреждении и осуществлял уход за дочерью, но ему было отказано в выдаче листка нетрудоспособности, поскольку в соответствии с действующим Порядком, выдача листка временной нетрудоспособности по уходу за ребенком связывается с наличием острого заболевания или обострения хронического заболевания.

М. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, должны рассматриваться в нормативном единстве с частью 5 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан на социальное обеспечение.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. пояснила в суде, что абзац четвертый пункта 35 Порядка противоречит подпункту 3 пункта 5 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ограничивает права граждан, имеющих детей-инвалидов, на социальное обеспечение.

Выслушав объяснения представителей Минздрава России А.А., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусматривает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 5 статьи 13).

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, которое действовало на момент издания оспариваемого Порядка, Минздравсоцразвития России являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии со статьей 13 указанного Федерального закона Минздравсоцразвития России приказом от 29 июня 2011 г. N 624н утвердило Порядок выдачи листков нетрудоспособности. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июля 2011 г., регистрационный номер 21286, опубликован в "Российской газете" от 11 июля 2011 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 183 предусматривает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, каковым является Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Названный Федеральный закон регулирует правоотношения в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

Так, особенности выплаты пособий по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком-инвалидом установлены пунктом 3 части 5 статьи 6 данного Федерального закона. В соответствии с этой нормой пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком. Следовательно, условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет определены законом. Оспариваемые положения Порядка ограничивают права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком-инвалидом, поскольку связывают выдачу листка нетрудоспособности по уходу за такими членами семьи исключительно периодом острого заболевания или обострения хронического заболевания, что не соответствует пункту 3 части 5 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на который ссылается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, регулируя отношения в сфере охраны здоровья граждан, в статье 2 раскрывает основные понятия, тогда как условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М. удовлетворить:

признать недействующими положения абзаца четвертого пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, в части выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в случаях острого заболевания или обострения хронического заболевания, со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пп. "а" пункта 1 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры">
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 4 - 7 пункта 18.5 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64>
"О механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)"
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении заготовок для контактных линз"
Ошибка на сайте