Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 18.02.2010 N ГКПИ09-1613

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1613

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Компания Эльф" о признании частично недействующими пункта 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291, и пункта 1 Порядка проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2002 г. N 117,

установил:

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 утверждено Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - Положение).

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют: регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (абзац шестой);

контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования (абзац тринадцатый).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2002 г. N 117 утвержден Порядок проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - Порядок).

Пунктом 1 Порядка определено, что Порядок устанавливает единые требования к проведению государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (далее именуются - машины), зарегистрированных в установленном порядке органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) и находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации.

ООО "Компания Эльф" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать абзацы шестой и тринадцатый пункта 5 Положения и пункт 1 Порядка недействующими в той мере, в какой они распространяются на самоходные машины и "иные машины", не являющиеся транспортными средствами, то есть не предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

В заявлении указано, что обществу принадлежат автопогрузчики, являющиеся самоходными машинами, предназначенными для подъема и перевозки грузов при погрузке-разгрузке грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов, которые перемещаются исключительно по территории производственной базы, не выезжают на дороги и не участвуют в дорожном движении. В нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" оспариваемые абзацы пункта 5 Положения и пункт 1 Порядка обязывают владельцев автопогрузчиков регистрировать их в органах гостехнадзора, проходить технические осмотры в этих органах, а также страховать их в соответствии с законодательством о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Тем самым оспариваемые нормативные правовые акты препятствуют осуществлению заявителем предпринимательской деятельности.

Представитель ООО "Компания Эльф" М. в судебном заседании поддержал доводы заявления и просил о его удовлетворении.

Представитель Правительства Российской Федерации К. требования заявителя не признала, ссылаясь на то, что Положение и Порядок в оспариваемой части действующему законодательству Российской Федерации не противоречат и прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление ООО "Компания Эльф" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Оспаривая пункт 5 Положения и пункт 1 Порядка в части, в которой они распространяются на самоходные машины и "иные машины", не являющиеся транспортными средствами, то есть не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, заявитель полагает их противоречащими пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Согласно названной норме Федерального закона находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

В данном Федеральном законе приведены определения, раскрывающие содержание используемых в нем терминов. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; под дорогой - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (статья 2).

При этом Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" такого понятия как "дороги общего пользования" не содержит.

Поскольку самоходные машины представляют собой устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, они являются транспортными средствами.

Порядок регистрации транспортных средств регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", в силу которого в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

Таким образом, обязательность государственной регистрации самоходных машин следует из положений указанного специального нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, который заявителем не оспаривается.

Отнесение абзацем шестым пункта 5 Положения к полномочиям органов гостехнадзора осуществления регистрации самоходных машин, а также выдачи на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и в полной мере согласуется с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938.

Поскольку самоходные машины подлежат регистрации в установленном порядке, на них распространяется требование пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" об обязательном государственном техническом осмотре.

При этом федеральный законодатель порядок проведения обязательного государственного технического осмотра не регламентировал, делегировав его установление Правительству Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).

Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации и приняло 19 февраля 2002 г. Постановление N 117 "О порядке проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", которым утвердило оспариваемый Порядок.

Оснований считать, что оспариваемая норма Порядка о том, что он определяет единые требования к проведению государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации и находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", не имеется.

Закрепление в абзаце тринадцатом пункта 5 Положения одним из полномочий органов гостехнадзора осуществление контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования является также правомерным.

Как следует из его содержания, он не возлагает на владельцев транспортных средств, включая владельцев самоходных машин, обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такая обязанность установлена Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно его статье 4 владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи.

В частности, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев: транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час (подпункт "а" пункта 3); транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3).

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" запрещает использование на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В отношении указанных транспортных средств не проводятся государственный технический осмотр и регистрация (пункт 3 статьи 32). Аналогичное предписание закреплено и в пункте 3 статьи 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Таким образом, при решении вопроса, должен ли владелец самоходной машины страховать свою гражданскую ответственность, подлежат применению положения статьи 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Соответственно в пункте 8 Порядка указано, что для проведения государственного технического осмотра машин страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства предъявляется в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Проверка же исполнения владельцами самоходных машин обязанности по страхованию своей гражданской ответственности органом, осуществляющим надзор за техническим состоянием самоходных машин, соответствует как пункту 3 статьи 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", так и пункту 3 статьи 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

ООО "Компания Эльф" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 05.10.2007 N 646 "О порядке выплаты и размерах поощрительного и государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона Российской Федерации "О недрах">
"О классификации флюорографической камеры, представленной отдельно от рентгеновских и флюорографических аппаратов и предназначенной для установки в таких аппаратах, по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"
"О внесении изменения в Инструкцию о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263"
"О комиссии по этике при Совете Евразийской экономической комиссии" (вместе с "Положением о комиссии по этике при Совете Евразийской экономической комиссии")
Ошибка на сайте