Решение Верховного Суда РФ от 22.03.2007 N ГКПИ06-1451
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2007 г. N ГКПИ06-1451
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пунктов 11 и 12 разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17, в части указания формулировки причины инвалидности: "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС",
установил:
пунктом 11 Разъяснения предусмотрено, что причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзац 1 пункта 11).
Причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзац 6 пункта 11 Разъяснения).
Причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзац 1 пункта 12 Разъяснения).
Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 11 и 12 Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" в части указания формулировки причины инвалидности: "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Учреждением медико-социальной экспертизы при первоначальном освидетельствовании в 1999 году ему определена причина инвалидности: "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС". При переосвидетельствовании в 2004 году ему определена причина инвалидности с формулировкой: "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" на основании Разъяснения, в результате чего он не может пользоваться предоставленными ему по закону льготами.
К. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Туаева Л.В., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы компетентным органом государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав инвалидов-чернобыльцев на получение социальных льгот.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Туаевой Л.В., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17 утверждено разъяснение "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности".
Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 мая 2003 г., регистрационный номер 4554, и опубликован в "Российской газете" N 99, 27.05.2003; "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 35, 01.09.2003.
Разъяснение принято Минтрудом России в пределах полномочий, предоставленных пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965, которым ему поручено давать разъяснения по вопросам признания граждан инвалидами. В настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 определяет полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по даче разъяснений по вопросам, связанным с применением Правил признания лица инвалидом.
Положения пунктов 11 и 12 Разъяснения определяют категории граждан, которым учреждения медико-социальной экспертизы определяется причина инвалидности: "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС"; "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Формулировки причин инвалидности: "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС", "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" соответствуют действующему законодательству.
Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы (статья 24).
Так, в пункте 12 Разъяснения указана категория граждан, которым определяется причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС". Это бывшие военнослужащие и граждане, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в пункте 41 вышеназванного Положения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 41 Положения, если заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то причинная связь устанавливается с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Как пояснила в суде представитель Минздравсоцразвития России Туаева Л.В., формулировка причины инвалидности, предусмотренная пунктом 12 Разъяснения, определяется бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к ликвидации работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, когда они не имеют постановлений военно-врачебных комиссий.
При переосвидетельствовании инвалида, которому ранее причина инвалидности установлена: "увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС" не может изменяться на формулировку причины инвалидности, предусмотренную разъяснением "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", кроме как по личному заявлению самого инвалида.
Доводы заявителя о нарушении нормативным правовым актом его прав являются несостоятельными, поскольку на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, льготы, предоставляемые инвалидам войны, не распространяются.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К. о признании недействующими пунктов 11 и 12 Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17, в части указания формулировки причины инвалидности: "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ