Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 17.02.2010 N ГКПИ09-1660

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1660

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующими абзаца второго раздела 1 и абзаца первого пункта 2.2 Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2009 г. N 340,

установил:

в соответствии с абзацем вторым раздела 1 Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении норм потребления сжиженного углеводородного газа населением должны руководствоваться данной Методикой.

Абзацем первым пункта 2.2 Методики предусмотрено, что нормы потребления сжиженного углеводородного газа на приготовление пищи и горячей воды устанавливаются в килограммах на одного человека в месяц.

Гражданка Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго раздела 1 и абзаца первого пункта 2.2 Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права потребителей. Минрегион России фактически наделил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по определению и установлению норм потребления сжиженного газа. Из содержания приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 следует, что нормы потребления газа, в том числе сжиженного, расходуемого на потребление и нагрев воды, устанавливаются в кубических метрах на человека. В нарушение указанной нормы оспариваемая Методика устанавливает нормы потребления сжиженного газа в других физических единицах, что создает неопределенность при установлении таких норм.

Г. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Минрегиона России А.Э., А.Г., П., Минюста России К., М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам действующего законодательства, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав и законных интересов граждан.

Выслушав объяснения представителей Минрегиона России А.Э., А.Г., П., Минюста России К., М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Полномочия Минрегиона России на издание Методики предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", в соответствии с которым методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации.

Во исполнение названного Постановления Министерство регионального развития Российской Федерации Приказом от 15 августа 2009 г. N 240 утвердило Методику расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа. Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2009 г., регистрационный номер 15161 и опубликован в "Российской газете" N 217, 18 ноября 2009 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 47, 23 ноября 2009 г.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Из содержания данной нормы следует, что установление нормативов потребления газа законодателем отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в Постановлении от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" также определило, что нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (пункт 1).

Статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 61 пункта 2 названной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства. При осуществлении полномочий, предусмотренных подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона, в том числе при установлении норм потребления газа, органы государственной власти субъекта Российской Федерации действуют самостоятельно.

Следовательно, доводы заявителя о том, что Министерство регионального развития Российской Федерации наделило органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по определению и установлению норм потребления сжиженного газа являются несостоятельными.

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", в понятие газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, включают: природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки.

Единицей измерения природного газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды является куб. м, что предусмотрено Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Минрегиона России от 13 июля 2006 г. N 83.

Сжиженный углеводородный газ представляет собой смесь двух компонентов: пропана и бутана. В связи с этим плотность СУГ зависит от процентного соотношения компонентов, входящих в состав этой смеси. Процентное соотношение компонентов указывается в паспортах качества завода-изготовителя, а также может быть определено лабораторным путем. С учетом физико-химических свойств сжиженного углеводородного газа оспариваемая Методика единицей измерения объема СУГ устанавливает килограмм на 1 человека, что не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству. При установлении порядка определения норм потребления СУГ на бытовые нужды населения Минрегион России вправе самостоятельно определить единицу измерения объема газа. Более того, газ, как природный, так и СУГ можно измерять и в массовых величинах (килограммах) и в объемных (куб. м). Объемные величины можно перевести в массовые и наоборот.

В приложении N 3 к Методике приведены физико-химические свойства пропана, н-бутана и их смесей, в том числе и зависимость плотности сжиженного углеводородного газа от его состава. Это позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации более точно рассчитывать нормы потребления СУГ в субъектах, учитывая физико-химические свойства именно того СУГ, который потребляется населением в данном регионе.

С учетом этого, несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии абзаца первого пункта 2.2 Методики приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа".

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Г. о признании недействующими абзаца второго раздела 1 и абзаца первого пункта 2.2 Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2009 г. N 340, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Другие документы по теме
"О внесении изменения в Регламент работы Евразийской экономической комиссии"
"О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими части 2 пункта 16 Постановления Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2002 N 16/19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению..." и пункта 6 Постановления Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2002 N 17/19пб "Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии...">
"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза в отношении оксидов титана"
Ошибка на сайте