Решение Верховного Суда РФ от 12.08.2014 N АКПИ14-751
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. N АКПИ14-751
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Б.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Гильдия проектировщиков" (СРО НП "Гильдия проектировщиков"), Некоммерческого партнерства содействия организациям проектной отрасли (НП СОПО), Некоммерческого партнерства "Межрегиональное объединение проектировщиков (НП "МОС (СРО)", Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири" (СРО НП СПАС), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Проектировщики Северного Кавказа" (СРО НП "ПСК"), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Проектные организации Липецкой области" (СРО НП "ПО ЛО"), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Гильдия архитекторов и проектировщиков Поволжья" (СРО НП ГАПП), Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Объединение Смоленских проектировщиков" (НП СРО "Объединение Смоленских проектировщиков"), Некоммерческого партнерства Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" (НП Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал"), Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации проектировщиков "Западная Сибирь" (НП СРОП "Западная Сибирь"), Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Профессиональное объединение проектировщиков Московской области" (НП СРО "Мособлпрофпроект"), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Межрегиональное объединение архитектурно-проектных предприятий малого и среднего предпринимательства ОПОРА" (СРО НП "МОАП МСП ОПОРА") о признании недействующими пунктов 4, 38, 87 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 2 (часть I), 13 января 2014 г., размещен на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 9 января 2014 г.
СРО НП "Гильдия проектировщиков", НП СОПО, НП "МОС (СРО)", СРО НП СПАС, НП "ПСК" СРО, СРО НП "ПО ЛО", СРО НП ГАПП, НП СРО "Объединение смоленских проектировщиков", НП Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал", НП СРОП "Западная Сибирь", НП СРО "Мособлпрофпроект", СРО НП "МОАП МСП ОПОРА" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 4, 38, 83, 87, 97 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О защите конкуренции", Федеральному закону "О естественных монополиях", Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральному закону "О газоснабжении в Российской Федерации", Градостроительному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и создают препятствия в деятельности заявителей, осуществляющих на основании договоров с гражданами проектирование и строительство сетей газораспределения и газопотребления.
В суде представители СРО НП "Гильдия проектировщиков", НП СОПО, НП "МОС (СРО)", СРО НП СПАС, НП СРО "ПСК", СРО НП "ПО ЛО", СРО НП ГАПП, НП СРО "Объединение смоленских проектировщиков", НП Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал", НП СРОП "Западная Сибирь", НП СРО "Мособлпрофпроект", СРО НП "МОАП МСП ОПОРА" П., М., Л., З., Е. поддержали заявленные требования, пояснив, что организация, не являющаяся газораспределительной организацией, не сможет производить работы, связанные с проектированием и строительством сетей газоснабжения вне территории земельного участка, принадлежащего заявителю, что побудит потенциальных заказчиков обращаться только в газораспределительные организации, т.к. ни один заказчик не захочет дробить проектирование и строительство на две части (до владения и по владению).
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по тарифам (поручение от 28 июня 2014 г. N СП-П9-4787).
Представители Правительства Российской Федерации Б.Е., В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что Правила изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы лиц, занимающихся проектированием и строительством в области газоснабжения.
Выслушав объяснения представителей СРО НП "Гильдия проектировщиков", НП СОПО, НП "МОС (СРО)", СРО НП СПАС, НП СРО "ПСК", СРО НП "ПО ЛО", СРО НП ГАПП, НП СРО "Объединение смоленских проектировщиков", НП Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал", НП СРОП "Западная Сибирь", НП СРО "Мособлпрофпроект", СРО НП "МОАП МСП ОПОРА" П., М., Л., З., Е., представителей Правительства Российской Федерации Б.Е., В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения принято во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 10 статьи 48).
Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства. В пункте 2 Правил даны определения понятий "подключение", "исполнитель" и другие. В частности, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения определяется как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. В соответствии с Правилами исполнитель - это газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Согласно пункту 4 Правил в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий.
В соответствии с пунктом 38 Правил при получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом II данных Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 Правил, и направляется в порядке, установленном разделом VI Правил, проект договора о подключении.
В отличие от общего порядка подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусмотренного в пункте 3 Правил, пункты 4, 38 Правил регулируют вопросы технологического присоединения заявителей с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, предоставляя право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах правообладателей земельных участков юридических или физических лиц, которые имеют намерение подключить объект капитального строительства с максимальной нагрузкой 300 куб. метров к сети газораспределения.
Доводы заявителей о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации, поскольку допускают заключение договора о подключении до выдачи технических условий, являются несостоятельными. Градостроительным кодексом Российской Федерации к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление порядка определения и предоставления технических условий, а также порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 87 Правил установлено, что в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения для случаев:
а) когда размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из стандартизированных ставок и технических параметров проекта газоснабжения, - после разработки и проведения экспертизы проекта газоснабжения;
б) когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 421 закрепляет принцип свободы договора. Условия договора согласно указанной норме определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения является публичным договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации для публичных договоров Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 87 Правил допускает указание в договоре о подключении предварительного размера платы за технологическое присоединение, с последующей корректировкой. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Данные положения Правил установлены Правительством Российской Федерации в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования гражданских отношений и не противоречат статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется на основании договора, порядок заключения и исполнения, существенные условия которого, права и обязанности сторон определяются Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4).
Оспариваемые положения нормативного правового акта, регулирующие отношения по заключению договора о подключении, не противоречат Федеральному закону "О защите конкуренции" и не могут рассматриваться как ущемляющие права проектных и строительных организаций. Градостроительный кодекс Российской Федерации не относит к исключительной компетенции проектных и строительных организаций, в чьей компетенции на основании выданных саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске, находится выполнение видов работ по подготовке проектов внутренних и наружных сетей газоснабжения.
Правила не содержат запрета организациям, не являющимся газораспределительными, производить работы, связанные с проектированием и строительством сетей газоснабжения вне территории земельного участка, принадлежащего правообладателю, и не нарушают права заявителей на занятие предпринимательской деятельностью по подготовке проектной документации в области газоснабжения, поскольку в соответствии с абзацем третьим статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Определяя условия публичного договора, положения пунктов 4, 38, 87 Правил не могут рассматриваться как нарушающие антимонопольные правила, предусмотренные статьей 26 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а также требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (часть 1 статьи 9).
Представленное суду экспертное заключение о несоответствии терминов и определений, содержащихся в Правилах, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, как следует из содержания экспертного заключения, оно составлено на предмет соответствия национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 53865-2010 "Системы газораспределительные. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 10 сентября 2010 г. N 242-ст.
Положения пунктов 83, 97 Правил были предметом судебного разбирательства в порядке нормоконтроля. Имеется решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2014 г. по делу АКПИ14-534, которым заявление гражданина Н. о признании частично недействующими пунктов 2, 3, 6, 28, 37, 60, 63, 64, 65, 69, 74, 77 - 82, 83, 86, 88, 89, 97, 98, 99 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314, оставлено без удовлетворения. В этой связи требования заявителей об оспаривании пунктов 83, 97 Правил определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2014 г. оставлены без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Гильдия проектировщиков" (СРО НП "Гильдия проектировщиков"), Некоммерческого партнерства содействия организациям проектной отрасли (НП СОПО), Некоммерческого партнерства "Межрегиональное объединение проектировщиков (НП "МОС (СРО)", Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири" (СРО НП СПАС), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Проектировщики Северного Кавказа" (СРО НП "ПСК"), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Проектные организации Липецкой области" (СРО НП "ПО ЛО"), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Гильдия архитекторов и проектировщиков Поволжья" (СРО НП ГАПП), Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Объединение Смоленских проектировщиков" (НП СРО "Объединение Смоленских проектировщиков"), Некоммерческого партнерства Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" (НП Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал"), Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации проектировщиков "Западная Сибирь" (НП СРОП "Западная Сибирь"), Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Профессиональное объединение проектировщиков Московской области" (НП СРО "Мособлпрофпроект"), Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Межрегиональное объединение архитектурно-проектных предприятий малого и среднего предпринимательства ОПОРА" (СРО НП "МОАП МСП ОПОРА") о признании недействующими пунктов 4, 38, 87 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ