Рейтинг@Mail.ru

Решение ВАС РФ от 10.12.2004 N 13245/04

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 2004 г. N 13245/04

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2004 г.

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2004 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Финогенова В.И., судей Березия А.Е., Чистякова А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Трикотажница" (далее - общество) о признании пункта 8 Правил по применению Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г., утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.10.2001 N БГ-3-05/397 (далее - Правила), не соответствующим пунктам 5, 6 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 (далее - Порядок).

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя - ОАО "Трикотажница" - Голосов С.А.;

от Федеральной налоговой службы - Брандт Л.А., Гниздюх С.А.;

от Министерства юстиции Российской Федерации - Мокрова Е.А.

Протокол вела помощник судьи Лукьяненко Ю.В.

Суд установил:

Заявленное требование обосновывается тем, что оспариваемое правовое положение не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пунктам 5 и 6 Порядка, и нарушает права заявителя, поскольку применено к нему налоговым органом. Общество также указывает, что решением налогового органа от 14.11.2001 ему предоставлена отсрочка погашения задолженности по страховым взносам и начисленным пеням в соответствии с установленным графиком.

В первом квартале 2004 года общество не смогло своевременно уплатить платежи по единому социальному налогу. В связи с этим налоговым органом 30.04.2004 вынесено решение об отмене предоставленной отсрочки погашения задолженности. Обществу направлено требование об уплате пеней, начисленных за период с 14.11.2001 по 30.04.2004, то есть за весь период действия отсрочки.

Позднее, 22.06.2004, налоговым органом принято решение о восстановлении реструктуризации, поскольку обществом выполнены условия, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам".

Федеральная налоговая служба в отзыве на заявление и в выступлении в ходе судебного заседания пояснила, что нормой, определяющей основания для прекращения реструктуризации и применения связанных с этим последствий, является пункт 6 Порядка. ФНС также считает, что при утрате организацией права на реструктуризацию последующее восстановление этой организации в реструктуризации должно происходить на новых условиях.

Минюст России в отзыве на заявление и в выступлении на судебном заседании поддержал возражения ФНС.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001.

В соответствии с указанной нормой Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.", которым утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.

Абзацем первым пункта 5 Порядка установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699.

Согласно пункту 6 Порядка в случае утраты организацией права на реструктуризацию задолженности налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации и принятии предусмотренных законодательством мер по взысканию задолженности. При этом пунктом 5 Порядка предусмотрено сохранение права на реструктуризацию после ее прекращения при условии уплаты организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

В целях реализации названного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом МНС России от 11.10.2001 N БГ-3-05/397 утверждены Правила по применению Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699.

Утвержденные Приказом МНС России Правила и, в частности, оспариваемый заявителем пункт 8 этих Правил устанавливают, что в случае прекращения реструктуризации начисление пеней возобновляется с даты принятия решения о реструктуризации.

Однако из пункта 5 Порядка следует, что в случае прекращения реструктуризации пени начисляются с момента возникновения нарушения условий реструктуризации.

Таким образом, Правила, определившие возобновление начисления пеней с даты принятия решения о реструктуризации, по существу, устанавливают иной порядок начисления пеней, чем предусмотренный Порядком.

В связи с изложенным правовое положение пункта 8 Правил о возобновлении начисления пеней на задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды с даты принятия решения о реструктуризации не соответствует пунктам 5 и 6 Порядка.

Руководствуясь статьями 167, 170 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

решил:

признать пункт 8 Правил по применению Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г., утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.10.2001 N БГ-3-05/397, не соответствующим пунктам 5 и 6 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818), и не действующим в части правового положения, устанавливающего возобновление начисления пеней на задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в случае прекращения реструктуризации с даты принятия решения о реструктуризации.

Председательствующий

В.И.ФИНОГЕНОВ

Судьи

А.Е.БЕРЕЗИЙ

А.И.ЧИСТЯКОВ

Другие документы по теме
"О внесении изменений в перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и недействующим подпункта "а" пункта 2 "Инструкции по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях...", утв. Приказом Министра обороны РФ от 06.05.2000 N 230>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными абзаца 1 пункта 71 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 и пункта 18 Инструкции Госналогслужбы РФ от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню">
"Об утверждении Общих требований к системе качества фармацевтических инспекторатов государств - членов Евразийского экономического союза"
Ошибка на сайте