Решение Верховного Суда РФ от 27.08.2007 N ГКПИ07-787
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2007 г. N ГКПИ07-787
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,
при секретаре А.Н. Тихоновой,
с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. N 779),
установил:
согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. N 779) паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.
Гражданин К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
Как указывает заявитель, данный пункт противоречит федеральному законодательству, не допускающему незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) в силу части 1 статьи 19.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании К. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемая норма создает угрозу нарушения его прав, гарантированных законом, и противоречит Уголовно-процессуальному кодексу РФ и Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые устанавливают основания и порядок изъятия у гражданина паспорта.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной миграционной службе Российской Федерации (поручение от 11 июля 2007 г. N СН-П4-3355).
Представитель Правительства РФ Шарахова Я.Ю. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают гражданские права заявителя.
Выслушав объяснения К., представителя Правительства РФ Шараховой Я.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (статья 251 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации издало 8 июля 1997 г. Постановление N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 28, 14.07.1997 и "Российской газете" N 135, 16.07.1997.
В пункте 7 Постановления Правительство РФ определило основания изъятия у гражданина паспорта, каковыми являются выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке, а также определило органы, которые имеют право изымать такие паспорта, а именно: органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральная миграционная служба или ее территориальные органы.
Оспариваемая норма проверялась Верховным Судом Российской Федерации в прежней редакции по заявлению Кирилловой И.В. и признана соответствующей действующему законодательству (решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. по делу N ГКПИ06-334).
В новой редакции пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 779 расширил круг органов, обладающих правом изъятия паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке паспорта, наделив данным правом также и Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган, выявившими такой паспорт.
Нормативные правовые акты об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, устанавливают, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка.
Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и гражданство Российской Федерации.
Норма пункта 7 Постановления Правительства РФ предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 19.15 устанавливает административную ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту).
Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания изъятия паспорта: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).
Ссылки заявителя на часть 1 статьи 19.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются неправомерными, поскольку данная норма определяет административную ответственность за незаконное изъятие действительного удостоверения личности гражданина (паспорта), выданного уполномоченными органами с соблюдением установленного порядка.
Полномочия органа внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы или ее территориального органа на изъятие недействительного паспорта, как относящегося к предмету административного правонарушения, непосредственно вытекают из пункта 4 части 1 статьи 27.1, статьи 27.10, пункта 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, основные задачи милиции закреплены в статье 10 Закона Российской Федерации "О милиции", в том числе осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (пункт 7).
Статьей 6 данного Закона установлено, что обязанности милиции могут быть возложены на иных сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками милиции.
В силу абзаца 2 пункта 1 Положения о Федеральной миграционной службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, Федеральная миграционная служба Российской Федерации подведомственна Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Выполняя содержащееся в пункте 6 Положения предписание, ФМС России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность; учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации (абзацы 12, 15 подпункта 3).
Следовательно, изъятие паспорта по указанным основаниям органами внутренних дел либо миграционной службы, выявившими такой паспорт, не может расцениваться как нарушение федерального законодательства.
Утверждения заявителя о том, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет основания и порядок изъятия у гражданина паспорта, должностных лиц, уполномоченных изъять паспорта, выданные с нарушением установленного порядка, ошибочны. Данный Кодекс регулирует порядок уголовного судопроизводства (статья 1), т.е. имеет иной предмет правового регулирования, которому оспариваемое положение не может противоречить.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление К. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление К. о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. N 779) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ